ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ (1903-1969) — сов. психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те.
Наиболее крупные достижения З. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы З. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.
На основе теории деятельности З. открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов:
- эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач
- структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели)
- негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач)
- а также эффект, который открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название
«эффект генерации» (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется)
Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться
«эффектом Зинченко». Исследования З. имели тесную связь с педагогической практикой. (Б. М.)