МИЛЛЬ

МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (1806-1873) — основатель английского позитивизма, экономист, социолог, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865-1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических методов социальных исследований.

Обращения М. к проблемам социологии было вызвано неудовлетворенностью утилитаристской моделью анализа поведения человека и концепцией «экономического человека», слишком упрощающих реальность и не учитывающих влияния многообразия факторов социальной и культурной среды. М. много сделал для пропаганды в Англии идей Конта (см.). Однако между их социологическими взглядами существуют принципиальные различия: Конт — социологический реалист, М. — последовательный номиналист. В связи с этим М. полагал, что универсальный характер имеют только законы индивидуальной психологии. Потребность же в социологии вытекает из факта невозможности наблюдения человека вне социальных связей.

Однако законы социологии обладают потенциалом объяснения (необходимо лишь предостерегаться от необоснованных экстраполяций абстрактных представлений). Психологический редукционизм приводил М. к выводам о том, «что все общественные явления суть порождения человеческой натуры».

Разногласия между М. и Контом были первой в истории социологии версией спора между психологизмом и социологизмом, редукционизмом и холизмом. Экономические и социологические взгляды М. изложены в работе «Основания политической экономики с некоторыми приложениями к общественной философии» и в монографии «Огюст Конт и позитивизм» (1865). М. известен также разработкой индуктивной логики и попыткой эмпирического обоснования с ее помощью социологии.

Индуктивная логика трактовалась им как методологическая основа обобщения фактов и доказательства выводов. Он впервые разработал основные схемы логического анализа причинно-следственных связей в социальном эксперименте: методы единственного сходства и единственного различия, сопутствующих изменений и остатков («Система рассудочной и индуктивной логики». Тт. 1-2, 1843). Ориентируясь на образцы естественных наук, М. придавал большое значение применению в социальных науках статистических методов. Однако возникшие методологические проблемы привели его к отрицанию возможности применения эксперимента в социальных науках.

Философские идеи М. в основном развивали принципы этического утилитаризма И. Бентама («Утилитаризм», 1863) с позиций либерального реформатора. Заметно влияние на него Дж.

Беркли и Д. Юма. Другие работы М.: «О свободе» (совместно с женой Г. Тейлор, 1859); «Размышления о представительном правлении» (1861); «Утилитаризм» (1861); «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона…» (1865); «Подчиненность женщины» (1869); «О религии» (очерки, опубликованы посмертно, 1874) и др.

А.П. Лимаренко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *