Я один, но это не значит, что я одинок
Сколько существует человечество, столько же люди борются за свою свободу. И в то же время большая часть из них страшится одиночества. Не только это состояние, но и само слово колючее и холодное, будто сделанное из синего льда. От него веет пустотой и печалью.
Одиночество существует. Это бесспорно. Неизвестно точно, существует ли единство, хотя многие стремятся к нему разными путями и способами. Здесь на помощь приходит и религия, и дружба, и брак, и многое другое. Чего только не выдумывали люди, чтобы не чувствовать себя одинокими. Ведь им так хочется единства. Им очень нужно знать, что кто-то думает так же, как и они. Что их существование оставит след в чьем-то сердце.
И в этой погоне за коллективным единством человек забывает про единство с собой. Уметь быть собой и быть с собой – это так просто на первый взгляд. Маленькому ребенку ничего не стоит быть единым с собой, быть цельным. Настолько цельным, что он спокойно может играть в одиночестве долгое время и совершенно не переживать по поводу своего одиночества.
Это потом, когда колесо социума станет затягивать ребенка, а взрослые начнут невольно внушать ему правила «игры» в этом мире, он начнет чувствовать непреодолимую потребность в единстве с кем-то другим. И когда эта вымышленная общность с другим человеком потребует от него наступить «на горло собственной песне», в большинстве случаев он так и поступит. Вот где кончается единство с собой и начинается одиночество. Другой человек становится необходимой частью взрослеющего ребенка, и если эта часть отлучается, игнорирует его или вообще уходит из его жизни, он начинает чувствовать себя одиноким. Такое чувство рано или поздно приходит в жизнь каждого из нас, потому что люди вокруг приходят и уходят, или просто меняются в течение жизни, оставляя чувство пустоты вместо себя.
И вот ведь насколько эта потребность в дополнительных частях своей личности прочно укореняется в каждом человеке! Ему и свободы хочется, и в то же время он зависим от окружающих его людей. У тех, чья внутренняя разобщенность велика, такая потребность приобретает патологический характер: они находят того, кто, по их мнению, больше всех подходит в качестве дополнения, и пытаются вцепиться в свою жертву мертвой хваткой. Здесь срабатывает принцип «бульдожьей челюсти»: чем активнее жертва старается освободиться, тем сильнее сжимаются челюсти. И за всем этим противоборством стоит безмолвный и равнодушный наблюдатель, имя которому Одиночество.
Есть и такие, которые бросаются в другую крайность: заводят сотни знакомств в надежде, что в толпе-то таких друзей, приятелей и знакомых им не будет одиноко. Расчет верен с математической точки зрения: чем больше знакомых, тем больше потенциальных плеч подставится в трудную минуту. Но на практике часто происходит обратное: знакомые, приятели и просто хорошие люди находятся рядом до тех пор, пока все хорошо. Но как только грозовые тучи начинают затягивать горизонт, их легко сдувает первый же порыв неприятностей. И в поле остаются лишь один воин да его одиночество.
И бежать от него обратно в шумную толпу глупо и бессмысленно – оно является частью самого человека, а от себя, как известно, не убежать. И чтобы не пробегать так всю жизнь, стоит, наверное, остановиться и взглянуть в глаза своим беспочвенным страхам: ведь главный человек, чье понимание и внимание нам жизненно необходимы, это мы сами. А незнание себя и своих желаний и порождает это чувство одиночества и непонимания. Как можно ожидать, а иногда и требовать понимания со стороны окружающих, когда так сложно понять и принять себя самого? Со всеми своими ошибками, недостатками и пороками? Как часто люди не понимают себя, потому что стремятся спрятать свои негативные стороны от собственного разума! Конечно, разве приятно признавать, что то мелкое и некрасивое чувство, так явно проступающее в поступках знакомых, гнездится где-то глубоко и в Вашей голове? Но даже оно является частью Вашего мира, значит, нужно признать его существование. Искоренять или оставлять его – уже другой вопрос, полностью относящийся к вопросу личного выбора.
И только собрав себя по «частям» разрозненного сознания и придя к пониманию своей природы, можно почувствовать свободу от одиночества – потому что головоломка сложилась, наконец, в единое целое, а значит, нет больше недостающих частей, которые приходилось искать в разношерстной толпе вокруг. Тогда становятся видны люди, а не дополняющие части, и никакое колючее слово больше не имеет былой власти над нами.
Автор — Дмитрук Анна