Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие
Автор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.
В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы — поурочные психолого-педагогические программы, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития.
Книга адресована студентам психологических факультетов ВУЗов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.
Оглавление
Введение
Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ
Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития
- Глава 1. Теоретические аспекты
- Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста
- Три функциональных блока мозга (III ФБМ)
- Межполушарное взаимодействие в онтогенезе
- Глава 2. Научно-прикладные аспекты
Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза
- Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционно-абилитационную практику
- Коррекция и абилитация функционального статуса лобных отделов мозга (3-й ФБМ)
- Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ)
- Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ)
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ)
- Глава 1. Дыхательные упражнения
- Глава 2. Массаж и самомассаж
- Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
- Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
- Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
- Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
- Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ)
- Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
- Глава 2. Зрительный гнозис
- Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления
- Освоение телесного пространства
- Освоение внешнего пространства
- Пространственные схемы и диктанты
- Конструирование и копирование
- «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
- Глава 4. Кинетические процессы
- Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
- Графические способности
- Последовательность, ряд. Время
- Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
- Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
- Речевое звукоразличение. Фонематический слух
- Глава 6. Мнестические процессы
- Тактильная и двигательная память
- Зрительная память
- Слухо-речевая память
- Глава 7. Номинативные процессы
Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ)
- Глава 1. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
- Глава 2. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
- Глава 3. Коммуникативные навыки
- Глава 4. Причинно-следственные отношения. Последовательность
- Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии
- Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
- Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение
Часть III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа 1. (Е.В. Пивоварова)
- Курс индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет
- Курс групповых занятий с детьми 5-6 лет
Программа 2. (М.В. Евлампиева, Т.Н. Панина, М.В. Черенков) Курс занятий с детьми 5-10 лет
- Внимание
- Дыхательные упражнения
- Общий двигательный репертуар
- Игры с мячом
- Растяжки
- Глазодвигательный репертуар
- Базовые сенсомоторные взаимодействия
- Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность
- Мелкая моторика
- Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы
- Зрительный гнозис
- Пространственные и «квазипространственные» представления
- Слуховой гнозис
- Фонематический слух
- Память
- Номинативные процессы
- Интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функции речи
Программа 3. (Т.Н. Панина) Курс занятий с детьми 4-7 лет
- Блок I. Разминка
- Блок II. Растяжки рук
- Блок III. «Море»
- Блок IV. Пальчиковая гимнастика
- Блок V. «Глазодвигательный репертуар»
- Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»
- Блок VII. Механическая гимнастика для рук
Глава из книги в нашем журнале
(публикуются с согласия издательства)
Купить книгу в Интернет-магазине издательства Генезис
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие — М.: Генезис, 2006. — 4…с.: ил
Автор — Семенович Анна