Буря и штиль

Заметки об отношениях терапевта и клиента

Развитие отношений можно сравнить с морским путешествием. С путешествием, в котором есть рифы и мели, подводные течения, буря и штиль. И ласковое солнце! Отношения всегда уникальны. Но отношения клиента с терапевтом уникальны вдвойне. Специфика их в том, что они одновременно и создаются и исследуется. В циклической природе этих отношений можно указать своеобразные «маяки»:

Этап знакомства или «Поднять паруса»

На этапе знакомстве вы будет критически оценивать своего терапевта: оцените его манеру держаться, его голос, жесты, любимые слова, стиль одежды. Вы проверите, как он ведет себя, когда его не слушают и перебивают. Или когда долго молчат? Как он отреагирует на ваше опоздание? Вы проверяете терапевта на прочность, решаете, можно ли ему доверять. На этом этапе терапевт для вас новый и совсем не знакомый, не похожий ни на кого человек.

«Шквалистый ветер по курсу»

Отношения развиваются, доверие к терапевту возрастает, и в один прекрасный момент, вы чувствуете, что немного в него влюблены. Он кажется вам самым чудесным человеком на Земле. И тут возможны нюансы.

Одни настойчиво требуют от терапевта взаимной любви и, когда тот не хочет им этого давать, испытывают боль и злость. Вторые нуждаются в том, чтобы терапевт подтвердил их достоинства, тратят много сил, пытаясь произвести на него впечатление, хотят, чтобы терапевт ими восхищался. Они ставят терапевта на высокий пьедестал, восхищаются им. Такие клиенты допускают критику в свой адрес только, если терапевт судит их с позиции всезнающего эксперта. Из позиции равенства критика вызывает у них унижение и стыд. Третьи ждут от терапевта подвоха и каждое событие в отношениях оценивают по уровню безопасности. Хороший терапевт для них – безопасный терапевт. Они пунктуально назначают встречу, заранее приходят и боятся малейших неожиданностей.

Закрадывается мысль, что клиент воспринимает психолога в определенной степени как родителя. Возможно, так происходит из-за того, что клиент ждет от терапевта помощи и воспринимает его как могущественного и авторитетного человека, какими когда-то были для него родители.

Но не пугайтесь этого. Родительская роль, на которую вы подсознательно назначили своего терапевта, ценная возможность понять и «проработать» ранний опыт взаимодействия с самыми значимыми людьми в детстве – своими родителями.

«Буря»

Этап ниспровержения терапевта. В созданной жесткой ролевой структуре, каждый оправдывает ожидания другого, пряча себя «истинного» под маской. Терапевт отказывается быть для вас мудрым и понимающим без слов «родителем», готовым по первому зову придти на помощь. И настойчиво побуждает вас выражать свои чувства и желания. Это сложно. А вы, естественно, не получив желаемого, разочаруетесь, начнете злиться и требовать, чтобы он соответствовал вашим ожиданиям.

Наступает поворотный момент в развитии отношений. В благоприятных случаях клиент выражает свое недовольство терапевтом, упрекая или обвиняя его в недостаточном продвижении терапии вперед или каких-то отрицательных личностных качествах. Атмосфера терапии разряжается, клиент чувствует себя более безопасно. Он убеждается в том, что выражение чувств не ведет к разрыву отношений. Работа по изменению себя начинает приобретать смысл и перспективу. Если клиент сдерживает выражение гнева, накапливает обиды, то терапия вскоре прерывается.
«На якоре» или ситуация тупика. Клиенту кажется, что терапия перестала приносить ему пользу. Результаты терапии кажутся ничтожными, не соответствующими затраченным усилиям. Конечная цель представляется все так же труднодостижимой. Терапевт, который раньше казался всемогущим, оказывается обычным и даже скучным человеком. Как ни странно тупик – это, прежде всего, свидетельство близких отношений!

И тут у вас появится бессилие. Бессилие – реальность отношений, факт жизни. В жизни много событий, на которые невозможно повлиять и возможно только принять. В бессилии находится и терапевт. Исследование ситуации взаимного бессилия, выходит за рамки отношений и является исследованием жизненного опыта клиента.

Из тупика можно выйти, осознавая свои чувства и меняя роли. Обычно первым роль меняет терапевт и предлагает клиенту попробовать отношения партнерства. И чем больше собственной личности и чувств будет в этой измененной роли, тем скорее наступит ситуация новых отношений. Перед терапевтом стоит нелегкая задача, не поддаваясь соблазну быть идеалом, предстать обычным, возможно несовершенным, но реальным человеком, с которым можно строить отношения по-иному. Ярким признаком прощания с прежней ролью у клиента может являться появившаяся потребность посмотреть свои детские фотографии, перечитать свои школьные сочинения.

«Свежий ветер в парусах»

Несмотря на мифы о «сверхчеловечности» терапевта, он все же обычный человек и клиент может быть ему не всегда и не во всем симпатичен. И в этом «не во всем», если разбираться, лежит корень многих проблем клиента. На этом этапе отношений становиться возможным предъявлять желания и прямым способом их удовлетворять. Но на прямую просьбу есть риск получить отказ. Или, наоборот, согревающее согласие. И обрадоваться тому, что такой путь к исполнению желаний не портит отношений, а делает их теплыми и близкими. Умение принять поддержку или недовольство от реального, а не идеального человека будет означать для клиента, что он может поддерживать и любить других людей. А его связи с людьми станут теснее.

Круг замкнулся, терапевт опять не связанный ролью человек. Произошло восприятие терапевта, как «реального другого» и построение отношений сотрудничества.

Подытожу: когда терапия становиться лабораторией по исследованию отношений между терапевтом и клиентом, когда осознанны и проговорены, возникающие в этих отношениях чувства (с обеих сторон), эти отношения становятся событием и огромным стимулом к вашему личностному росту. Человек с опытом партнерства лучше понимает себя и других, и становится более привлекательным для окружающих: супругов, друзей, сослуживцев.

Удачи, пусть ветер наполнит ваши паруса!

Автор – Дмитрий Баутин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *