Страсти по «Соломее» или о целебности грусти
Кризис среднего возраста, подростковый кризис, кризис середины жизни… Все эти обозначения душевного состояния человека сухи и статичны. А что стоит за ними? Хочу поделиться с вами собственными переживаниями и открытиями, навеянными мне потрясающей «Соломеей» Романа Виктюка.
Вчера смотрела «Соломею» Романа Виктюка. Много эмоций от первичного отвращения и желания отодвинуться от происходящего на сцене хаоса и сумасбродства до глубокой радости присутствия в этом несовершенном и порою абсурдном мире людей, проживаемом так талантливо актерами пьесы. Не хочу обсуждать сюжет «Соломеи», его нужно просто прожить и почувствовать. Хочу лишь, поделиться своими внутренними открытиями. Удивительное возбуждающее и одновременно какое-то неосознаваемое чувство со мной, которое сложно определить. А что если я не все знаю о себе, вдруг есть во мне какие-то тонкие и слегка уловимые нотки отличия от окружающих меня людей, а может я совсем не понятна окружающим меня людям, а вдруг, а вдруг, а вдруг….? Да, да… немного странная и задумчиво мучающая себя размышлениями о смысле жизни. О черном и белом было бы совсем просто, а тут еще смятение, волнение, и какая-то неожиданно накатившаяся грусть… Грусть. Сама не понимаю о чем? Как будто бы вот они n лет жизни прошли и все отлично: семья, муж, дети, любимая работа, друзья, новые впечатления, надежды, ожидания, стремления, все присутствует в моей жизни. Но грусть, откуда она взялась?
Грусть от понимания того, что часть жизни уже прошла и никогда не вернется, грусть о том, что есть какая-то часть меня, которая до сих пор мне не известна и рвется как-то странно наружу, немного пугая и тревожа. Кто я сегодня? Где я сегодня? Остановись мгновение, я хочу понять. А может если его остановить, то это возбуждение к жизни исчезнет и тогда зачем все это?
Выдох. Остановка. Немного понятнее. Это снова взросление, через переосмысление и переживание происходящего, через вслушивание в биение своего сердца. Может это возрастной кризис?
Тема возрастных кризисов занимает большое место в психологии личности. И отношение к ним неоднозначно. Все психологи знают, что кризисы сопровождают человека в течение жизни множество раз. Понимание кризиса, как необходимой и неизбежной части жизни не всегда может быть той самой поддержкой в его проживании и возможности увидеть свет в конце туннеля. Очень важно, когда в момент кризисных переживаний и переосмыслений есть с тобой рядом человек, которому ты можешь доверить сокровенное томление твоей души.
В первобытном обществе про кризисы не знали. Главной задачей было выжить, размножиться и прокормиться. У нас в нашем мире задачи куда шире.
«Однажды по пути домой мудрец повстречался с человеком, который был настолько опечален, что, обходя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот, в свою очередь, спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:
– Скажи, почтенный человек, почему ты так печален, что ничего не замечаешь на своём пути?
– Прошу прощения, – сказал человек, не сбавляя шагу, – печален я потому, что у меня возрастной кризис, я потерял смысл жизни и переживаю, не могу ничего делать и буду искать, пока цель моя не достигнута.
– Что ж, – промолвил мудрый Учитель, – я слышал об одном человеке, у которого кризисы случались часто, и он тоже не мог найти смысл жизни.
– Надеюсь, истина открылась ему? – полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
– Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял, лишь умирая, ответил мудрец.
– И что же он сказал?
– Он сказал, что смысл жизни – это выбор…»
Удивительно, но прочитав притчу о мудреце и путнике, я стала понимать больше о своей грусти. Грусть о прошедшем и завершенном открывает дверь в новый жизненный выбор. И важно эту грусть прожить и принять иначе куда дальше?
Автор — Конопий Наталья