Семейные истоки страхов у детей
Работая семейным психологом, я каждый раз становлюсь свидетелем уникальной истории семьи — трудностей и радостей, любви и горя. Иногда ко мне обращаются по поводу детских страхов. Обычно родители ребенка видят страх как изолированную проблему. И на консультации они ожидают, что психолог без их помощи, как по мановению волшебной палочки исправит ситуацию.
Но во многих случаях оказывается, что хоть сам по себе страх плох, он помогает семье справляться с трудностями, играет полезную функцию, и стабилизирует всю семью. Родителям бывает неприятно признать, что они ответственны за возникновение страха у ребенка. Но, только осознав себя автором трудностей можно найти силы для поиска решения. На возникновение страха у ребенка могут влиять и другие причины — особенности его нервной системы или сильный испуг. Но вы никак не можете изменить природу ребенка или повлиять на прошлые события. А то, что вы можете изменить себя и свое поведение, дает надежду.
Я расскажу несколько историй. Чтобы не нарушать правило конфиденциальности по отношению к своим клиентам, я нарисовала вымышленные образы. Все совпадения с реальными историями случайны. Эти образы – собирательные и основаны на моем опыте работы. Возможно, в некоторых вы узнаете себя, а некоторые из них могут натолкнуть вас на новое видение своей ситуации.
Максиму 3 года. Он плохо засыпает, боится темноты, часто просыпается среди ночи от кошмаров. К тому же у него энурез. Маме приходится следить за постелью и вставать среди ночи. А потом она долго его укладывает и успокаивает. Поэтому она спит с ним рядом. А папа спит в гостиной на диване, потому что рано утром ему нужно вставать на работу. Но если рассмотреть ситуацию чуть глубже, то выясняется, что у родителей с рождения Максима почти не было сексуальных отношений. Маму это обстоятельство вполне устраивает, а вот папу – нет. Представим себе, что будет, если у Максима исчезнет энурез и проблемы со сном. Родители будут спать вдвоем. Встанет вопрос о возобновлении интимных отношений. Если жена напрямую будет отказывать, то у родителей начнутся конфликты, которые вполне могут привести к разводу. Получается, страхи Максима помогают супругам сохранить семью? И правда, психологи подметили: в семьях, где излечивают ребенка от энуреза, не проводя одновременно работы с родителями, высокий процент разводов.
Дело в том, что неосознанно мама может способствовать страхам Максима, поощрять его тревожное поведение. Каким образом? Чем больше Максим будет бояться, тем чаще мама будет рядом, оказывая внимание и заботу. И в дальнейшем, когда Максим захочет маминого присутствия, он будет плакать и капризничать. Как этой семье найти выход? Родителям стоит обсудить свои отношения. Тогда у Максима не будет необходимости спасать их брак. А чтобы не поощрять тревожное поведение малыша, маме нужно быть нежной с ним и в тот момент, когда он спокоен. Тогда у него будет меньше причин звать к себе маму, демонстрируя страхи.
Нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий, непоследовательных в своих требованиях и решениях способствует увеличению страхов у ребенка. Способствует страхам чрезмерная опека, постоянное присутствие взрослых рядом, предупреждение каждого самостоятельного шага ребенка. Высокая тревожность матери может трансформироваться в дальнейшем в подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.
Кате 8 лет и ее воспитывает одна мама. Катя боится незнакомых людей и ситуаций, боится ездить в транспорте, боится высоты. Она редко гуляет. Мама и сама очень боится за свою единственную дочь. Дело в том, что когда-то мама едва выжила в аварии, в которой погиб дедушка Кати. Мама считает себя ответственной за его смерть, и во что бы то ни стало, старается оградить свою дочь от всяческих опасностей. Катя впитывает мамин страх. Тревога матери приводит к гиперопеке и ко все возрастающей тревоге у дочери. Тревога дочери дает еще больше поводов маме заботиться о Кате и оберегать ее. С помощью сверхконтроля мама уменьшает свое чувство вины и свою тревогу. Когда мама заботится о Кате, она чувствует себя взрослой и сильной. Но чем больше она опекает Катю, тем меньше у той возможности самой научиться справляться с трудностями, учиться на своих ошибках, идти на разумный риск. Катя становится зависимой и тревожной.
Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом ребенка.
Соне 7 лет. Она пятая, последняя девочка в восточной семье. Сыновей в семье нет. Она немеет, когда ей нужно общаться со взрослыми — учителями, психологами, врачами. При взрослых она не может думать, играть, радоваться. Страх сковывает ее. От этого ее школьные оценки очень низкие. Мама Сони уже не может больше иметь детей, а ее отец обвиняет маму в том, что та не родила ему сына. Мама и сама переживает. Когда она глядит на Соню, она видит упущенную возможность родить сына и исполнить свое предназначение. Она чувствует свою беспомощность, разочарование и вину. Она искренне хочет, чтобы Соня была успешной. Но раз за разом срывает свою злость на Соню – за неуспехи в учебе, за плохое поведение. В результате Соня во всех взрослых видит тех, кто может обидеть, накричать и даже ударить. Эта злость помогает маме справиться с чувствами отчаяния и вины, а также не впасть в депрессию. И пока мама справляется со своими переживаниями таким способом, страх у дочери будет сохраняться.
Когда родитель слишком строгий и использует физические наказания — количество страхов увеличивается.
Родителям стоит насторожиться, если у ребенка проявляется навязчиво преследующий страх перед посещением школы: школьная фобия. Иногда школьная фобия появляется вследствие страха не соответствовать социальным требованиям. Это бывает, когда родители контролируют ребенка по поводу каждой написанной буквы, выполняют за детей все задания. И тогда у ребенка появляется неуверенность в своих силах, сомнения в своих знаниях и привычка надеется на помощь по любому поводу. Когда маме крайне важно, чтобы ребенок был отличником, ребенок начинает бояться отрицательного отношения матери. Этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.
Николаю 11 лет. Он единственный ребенок. Любящие его родители все вложили в своего сына. В последнее время ему страшно отвечать у доски. Он панически боится писать контрольные работы, сдавать экзамены. В момент, когда он должен быть собранным, все мысли вылетают у него из головы, пропадает голос, начинают дрожать руки, все плывет перед глазами. Родители Николая ожидают от него больших успехов в учебе. У него действительно хорошие способности. Дома, в спокойной обстановке, он отлично решает задачи, пересказывает параграфы учебника. Школьные оценки стали для Николая большой ценностью, так же, как они являются ценностью для его родителей. Он ставит себе настолько высокую планку, что дотянуться до нее у него практически нет возможности. Он боится огорчить маму и рассердить папу. Боится, что с низкими оценками он не будет любим.
Рассмотрим ситуацию чуть шире. Папа Николая все время проводит на работе, приходит домой поздно. В последнее время он все чаще задает себе вопрос: может уйти из семьи? Но как только оценки Николая становятся хуже, мама призывает на помощь папу. И тогда у папы появляется смысл, чтобы остаться. Родители Николая сплачиваются, чтобы помочь сыну. Если бы не проблемы с учебой, родители Николая давно бы расстались.
Причиной страхов в этой истории являются завышенные ожидания со стороны родителей в отношении ребенка и то, что проблема скрепляет, цементирует отношения между супругами.
Галине почти 16 лет, она живет мамой. Недавно она закончил 9 классов, но никуда не поступила. Поэтому устроилась на работу. Однажды на улице ей стало плохо. Было подозрение, что это сердечный приступ. Врачи долго обследовали Галю, и ничего не нашли. Но она считает, что врачи ошибаются. Уже год она не выходит из дома – боится нового приступа. Она даже не решается выйти из квартиры. А вдруг никого не окажется рядом? Из-за этого страха ей пришлось бросить работу. Она прекратила гулять с друзьями. Через год вынужденного пребывания дома они к ней почти не заходят.
В чем причина такого страха? Неужели и в этом случае причина в семейной ситуации?
Мама Гали приехала в Москву издалека. С мужем она давно развелась. Все свое время она посвящала воспитанию дочери. Она много работала, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым. Времени на общение у нее почти не оставалось, поэтому друзей у нее нет.
Если бы этого страха не было, Галя бы работала. Она редко бывала бы дома и вскоре вышла бы замуж. Так как у них дома тесно, она стала бы жить отдельно. И тогда мама осталась бы совсем одна. Впервые за 15 лет она столкнулась бы со своим одиночеством, отчаянием и… со своими страхами.
Из этой истории видно, что хоть Гале и маме мешает страх, но каждой он выгоден. Страх приступа помогает избежать столкновения со страхом перемен. Гале страх помогает легально оставаться ребенком, не брать на себя взрослую ответственность. Маме Галин страх помогает избежать одиночества и необходимости менять свою жизнь.
Страхов мало у тех детей, родители которых уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности, склонности и интересы ребенка, считаются с их «я». В первые годы страхов меньше и они быстро сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители придерживаются одной стратегии в воспитании ребенка и не ведут «войну» с упрямством. Жизнерадостность родителей, теплое эмоциональное отношение к детям, уважение потребностей ребенка к независимости и своевременная похвала уменьшают вероятность появления страхов. Родители спокойного ребенка уверены в себе и способны помочь ему в преодолении воображаемых и реальных опасностей. Когда ребенок знает, что его может защитить не только мама, но и сильный папа, страхов становится меньше. А когда отец находится на периферии семьи страхов больше. Уверенное, спокойное, любящее поведение отца служит примером для детей.
Ответы на следующие вопросы помогу вам разобраться в семейных причинах страха. Чем страх ребенка может быть выгоден вам и вашей семье? Что плохого могло бы произойти в семье, если бы страха не было? Чего я сам боюсь? Связаны ли мои страхи со страхом ребенка? Что ребенок получает для себя важного, когда он боится? Если это ваше внимание, то давайте ему его вне зависимости от проявлений страха. Адекватны ли мои требования способностям и возможностям ребенка?
Если проявления страха у вашего ребенка долго сохраняются, если вы считаете, что страхи слишком сильные и не соответствуют возрасту, обратитесь к психологу или психоневрологу.
Автор — Васильева Ольга