Профориентация. С чего начать
Профориентация. С чего начать.
«Я в растерянности – привожу практически дословный пересказ слов молодой мамочки, встревоженной за своего четырнадцатилетнего сына, — скоро он закончит школу, должен будет поступать в какой-то ВУЗ, а он и слышать об этом не хочет. Я выбрала несколько вариантов наиболее престижных профессий. Принесла ему программки. Даже не взглянул. Голова забита совсем не тем: то он на гитаре учится играть. Потом – бросает. То начинает рисовать какие-то ужастики. А в последнее время совсем дома не появляется – гуляет с новыми друзьями и совсем не думает о будущем!»
Эта мамочка желала, чтобы ее сын определился с выбором профессии, которой он будет заниматься всю жизнь. Естественно, это должна была быть профессия престижная, популярная, несущая собой большие финансовые перспективы. Согласна, неплохо быть обладателем диплома. Но ведь наличие корочки не обеспечит человеку безоблачное карьерное будущее.
Безусловно, мама этого подростка желала ему счастья. Ей казалось, что, пересилив себя и пойдя учиться в выбранный ею ВУЗ, ее сын, со временем, войдет в колею и добьется столь желаемого ею же успеха. Но она не с того начала.
Выбор профессии должен стать итогом личностного становления, а не его началом. Только испытав себя в различных видах деятельности. Только примерив на себя как можно большее количество социальных ролей. Только оценив свои силы в самых разных, в том числе и экстремальных, ситуациях, человек получает примерное представление о том, кем он является. И лишь тогда он может сделать адекватный выбор профессии. Именно той, которая откроет ему дорогу к осуществлению своих стремлений и жизненных планов.
Работая по своей профессии, человек не страдает от того, как бездарно проходит его время. Он совершенствуется. Занимаясь любимым делом, он все глубже познает себя и обретает личностную гармонию.
К сожалению, столь свойственные и столь необходимые молодым людям метания от одного увлечения к другому, от одного образа себя к абсолютно противоположному, зачастую не одобряются родителями, а порой и жестко пресекаются. И выйти из этого извечного противостояния отцов-детей можно только общими усилиями. Как правило, подростку не нужно объяснять всю научно-теоретическую подоплеку его душевного состояния. Он интуитивно чувствует необходимость освоения все новых и новых социальных пространств. Однако, несмотря на сильнейшее рвение к свободе и самостоятельности, подросток все же нуждается в родителе. Но не в запрещающем, авторитарном родителе, а в родителе понимающем и поддерживающем.
Что же можно посоветовать человеку, находящемуся в ситуации выбора будущей профессии?
— Общаться с самыми разными людьми, уже определившимися со своим профессиональным и в целом жизненным выбором. Но не просто знакомиться, а вглядываться в них. Замечать, что кажется привлекательным в их образе жизни, а что – нет.
— Вспомнить любимые фильмы и книги. Проанализировать, какие переживания возникают при их просмотре и чтении. Что есть общего между всеми этими сюжетами. Постараться представить себя участником событий и, возможно, дополнить историю новыми деталями.
— И, конечно же, по-возможности, пробовать свои силы в различных видах деятельности: физической, умственной, художественной и т.д.
Сегодня существует множество тестовых методик, направленных на выявление склонностей и интересов, как для детей, так и для взрослых. Но одной теорией здесь не обойтись. Только получив практический опыт, человек может с уверенностью сказать о том, готов он заниматься определенным видом деятельности, или нет.
Конечно, нельзя объять необъятное. И порой, к сожалению, жизненного опыта бывает недостаточно для того, чтобы в полной мере познать себя. Бывает, что молодой человек сам чувствует неуверенность в своем жизненном выборе. И в таком случае лично я бы порекомендовала ему посетить тренинговую группу, занятия в которой направлены на самопознание, раскрытие личностного потенциала и, в дальнейшем, на профориентацию.
Особая обстановка в такой группе позволит получить самый разнообразный опыт жизненных ситуаций, пусть и организованный тренером, но от этого не менее реальный. А также разработанные психологами игры и упражнения помогут заглянуть в свой внутренний мир и раскрыться как личности.
Таким образом, ответ на вопрос о будущей профессии, нужно искать не вовне (в листовках и программках различных ВУЗов) а внутри – в особенностях собственной личности, ее индивидуальных свойствах и способностях.
Автор — Ермоленко Татьяна