Что такое психологическая готовность к школе?
Давайте подумаем, из чего складывается школьная жизнь ребенка? Что дети обычно делают в школе? Глупый вопрос, скажите Вы, ну конечно учатся. Ну, хорошо, а что нужно для учебы? Ну, голова нужна, ответите Вы, надо чтобы соображал ребенок хорошо, умел читать и считать. Этого достаточно? Ну, нет, наверное, надо, чтобы рука была хорошо развита, ведь писать надо много. Отлично, значит, если ребенок хорошо читает, хорошо считает, буквы печатные красиво пишет — означает ли это, что он будет успешен в школе, будет уверенно себя чувствовать на месте ученика? Ну, нет, ответите Вы, вспоминая свое детство, надо еще иметь мужество высидеть целый урок за партой и умение молчать, чтобы не сказать учителю лишнего. Да и еще, добавите Вы, надо уметь дружить и защищать себя. Дружить, чтобы уж совсем тоскливо в школе не было, а защищать, чтобы всякие хулиганы не обижали.
Таким образом, мы с Вами выделили основные составляющие готовности к школьному обучению. Первое это интеллект. К концу дошкольного возраста ребенок должен знать и узнавать буквы, читать несложные слова, считать по порядку до ста (хотя бы до двадцати), делать несложные вычисления в пределах десяти, уметь написать свое имя и фамилию. Однако, если ребенок семи лет этого всего не умеет, это не означает, что он будет неуспешен в школе. Если у вас нет подозрений на какие-то серьезные проблемы, скорее всего он быстро освоит это все в течение первого года учебы в школе.
Вторая составляющая это моторика. Насколько ребенок хорошо и уверенно держит ручку или карандаш. Для Вас будут хорошим ориентиром его умение обводить и закрашивать не заезжая за линии.
Третья составляющая, это произвольность. То есть умение выполнять задание взрослого (учителя), а не заниматься своими, более интересными делами.
Четвертая составляющая, принятие позиции взрослого. То есть понимание что учитель, это учитель его надо слушаться и выполнять то, что он говорит. Знаете, более младшим детям характерна детская непосредственность, они могут сказать взрослому человеку, все, что они о нем думают, так вот к началу обучения в школе, это должно пройти. Иначе это здорово будет мешать учиться в школе.
Пятая составляющая, это мотивация. Согласитесь, делать что-либо без желания, совсем грустно и тоскливо. Обычно, у детей, в этом возрасте, достаточно высокое стремление получать знания, они много спрашивают у взрослых, всем интересуются, любят рассматривать книжки и слушать когда им читают. Однако желание ребенка идти в школу, может быть продиктовано стремлением быть взрослым, а учеба воспринимается как какое-то важное дело. Или желанием общаться с другими детьми, если ребенок, не ходил в детский сад.
Шестая составляющая, это развитие коммуникативных способностей. Несмотря на то, что ребенок идет в школу за знаниями, общение со сверстниками занимает достаточно большое время, и если оно не складывается, ребенок может чувствовать стойкий дискомфорт от посещения учебного заведения. Если же в школе появляются друзья, то отдых во время перемены проходит более эффективно.
Седьмая составляющая, это развитие физиологии ребенка, то есть его здоровье. Об этом пункте родители часто забывают, однако, организм ребенка должен выдержать большие нагрузки на зрение на внимание на позвоночник и так далее. И если вы отдаете ребенка раньше времени, будьте готовы к тому, что ему, в течение одиннадцати лет, будет тяжело справляться с нагрузками, рассчитанными на более старших детей.
Чем Вам может помочь психолог?
Диагностика готовности к школьному обучению включает в себя три этапа. Диагностика общего развития интеллекта. Ваш ребенок, может не уметь писать и читать, но это не всегда говорит об уровне развитии интеллекта. Диагностика развития произвольности. Диагностика развития школьной мотивации. Моторика диагностируется в ходе выполнения заданий по эти трем направлениям. Принятие позиции взрослого становится видно в ходе работы психолога с ребенком.
Далее мы беседуем с Вами. В ходе беседы, Вы мне рассказываете, о здоровье ребенка и его умение общаться с детьми. На основе полученных данных, я Вам даю свои рекомендации. Я расскажу Вам, какие сферы развиты хорошо у ребенка, а какие отстают и что можно сделать, чтобы их подтянуть. Стоит ли спешить идти в школу в этом году, или можно подождать следующего. Если возраст уже поджимает, я порекомендую Вам занятия и расскажу на что обратить внимание при выборе педагога. Конечно, принимать решение о том, когда Ваш ребенок пойдет в школу, Вы будете самостоятельно.
Диагностика готовности к школе занимает два часа. Первый час непосредственно диагностика ребенка. Второй час беседа с мамой или другим родителем. Стоимость 3000 рублей.
Автор — Смирнова Анна