Мнимая свобода
Отец ушел. Так, как уходят навсегда. Волна горя и отчаяния захватила ее. И дело вовсе не в том, что она его сильно любила, или не могла обходиться без него. Нет. Просто привыкла к тому, что он есть и будет еще.
Шестьдесят лет. Как раз средняя продолжительность жизни мужчины. Но как-то не воспринималось. Да, высокое давление. Да, больная коленка. Но ничего не предвещало. Поехали с мамой отдыхать на море и через день звонок: « Дочка, папа упал в кафе. Ему делают искусственное дыхание». И через пол часа: «Папы уже нет»…
В этот день они с утра веселились с друзьями на даче. Теплая, солнечная осень. Красивая, яркая. Но, как оказалось, жестокая.
Нужно выбираться, выкарабкиваться из этого лабиринта отчаяния. Самое главное, справится с новым понятием – никогда. Никогда не войдет, не улыбнется своей доброй искрящейся улыбкой. Никогда не ответит на вопрос: «Как дела?», — «Да вот ты приехала радостная и мне уже хорошо». Никогда не будет с тобой обедать, грозно проворчав: «Иди есть, хватит сидеть на диетах – желудок испортишь». Сколько разных НИКОГДА.
Но это еще не самое страшное. Самые тяжелые мысли это о том, что ты недоговорил, недодал, недолюбил. Хотя мог. Или могла. Не важно.
Как бы хотелось вернуть назад тот день, когда папа, радостный, что не один дома, а с дочкой на даче, спросил: «Все же вдвоем то веселее, правда?», а ты ответила: «Да я как-то привыкла одна», понимая, что будет ограниченна твоя свобода.
Только потеряв человека, понимаешь, как нужна была ему твоя любовь, внимание, доброе отношение.
Как хочется забрать обратно слова, которые прозвучали в его последний день. На вопрос друзей: «Ну, как там мама?», — «Да все мучается с папой. То выпьет и всю ночь не спит и ей не дает. То ворчит и покрикивает на нее».
О злой язык! Если б ты знал, что говорил! Только сейчас, видя как маме плохо и одиноко без него, как тяжело приходить в пустую квартиру, как трудно утром просыпаться в одиночестве, как не хочется ничего для себя одной готовить.… Только тогда понимаешь, что твои слова – ложь.
Вспомнилось детство. Лето. Пикник с родственниками у речки. Река теплая, чистая. Так и манит к себе. Взрослые расположились трапезничать, а ты с младшей сестрой пошла купаться. Плавать тогда еще не умели. Шаг за шагом – и глубина. Накрыло с головой. Сверху сестра, которая пытается от тебя оттолкнуться, чтоб всплыть вверх. А от нехватки кислорода ты уже не можешь шевелить ни ногами, ни руками. И мыслей уже никаких…
И тут огромный мощный толчок сзади, К берегу, к спасению, к жизни. ПАПА! Это потом будут рассказывать, как сидя спиной к реке он, какой то неведомой силой вскочил, бросился в воду и вытолкнул нас на берег.
Или вот еще. Пионерский лагерь. Попадаю в более старший, чем положено по возрасту, отряд. Заболела. Дружить не с кем. Пожаловаться только деревьям в садочке, с твердой уверенностью, что слышат. Жаль только, что помочь не могут – ни рук, ни ног, ни голоса. Но сегодня именно они лучшие друзья. И вот долгожданный родительский день. Приехали родители, родственники. И даже сестры из далека, по случаю оказавшиеся в Москве. Крик «заберите меня отсюда» никто не услышал. Не понял. Смирившись, остаюсь до конца смены. Но на утро приезжает незнакомая машина, а в ней папа! Услышал. Забрал.
И как же задним числом сказать слова благодарности? Это уже невозможно. И начинаешь задумываться, нужна ли теперь тебе эта свобода? И что же такое – свобода?
Порой ты думаешь, что свобода – это когда тебе никто не мешает, не назидает, не учит, не ругает
Но свобода она совсем в другом. Самая главная свобода от себя самого. Когда ты имеешь власть над собой. Можешь запретить себе искушающие, разрушающие тебя мысли. Когда можешь не поддаваться негативным эмоциям, горю, отчаянию. Когда можешь заставить себя жить дальше, а не осуждать себя за то, что никогда нельзя вернуть назад или исправить.
Когда можешь принять сложившуюся ситуацию. И себя. Самое сложное – это принять себя. Согласиться с самим собой. Нет, не для себя любимого. А для того, чтобы оглянуться вокруг, увидеть этот мир, эту жизнь, людей. Родных и близких, которые рядом и так нуждаются в тебе. В твоем тепле, участии, заботе.
Не сожалей о том, что уже прошло. Наполни свое сердце любовью. И дари эту любовь тому, кто рядом.
Автор — Балакирева Татьяна