Психологические особенности детей, поступающих в детские приюты
В настоящее время по всей России существуют, так называемые, социальные приюты для детей, в которые попадают дети, без определённого статуса (просто оказавшиеся на улице без присмотра, либо в квартире с родителями, которые злоупотребляют спиртными напитками, не способными осуществлять уход за ребёнком, либо родителям негде жить и т. д.) Дети в приюте проживают временно, до определения статуса, дальнейшего жизнеустройства ребёнка. Срок проживания варьируется от нескольких часов до полу года. Обычно за это время специалистам приюта удаётся определить дальнейшую форму жизнеустройства ребёнка.
Большое значение имеет деятельность психолога в приюте. Поскольку чаще всего воспитанниками приюта являются дети, подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому), пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т. д. Всё это формирует определённые психологические особенности:
- Высокий уровень тревожности (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) может проявляться как реакция на помещение ребёнка в приют (мы отслеживаем тревожность, как адаптивную особенность), и как состояние, то есть оно более длительно и определяет поведение ребёнка. Тревожное состояние формируется социальной средой, в которой жил ребёнок, и, как правило, проявляется агрессивным поведением по отношению к окружающим.
- Высокий уровень агрессивности. Агрессия — это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих детей, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния. Часто и родители этих детей также ведут себя агрессивно, и дети копируют это поведение. Агрессивное поведение чаще всего проявляется в отношении сверстников, в некоторых, более редких случаях и по отношению к взрослым, встречается и избирательное отношение. Иногда встречается, так называемая, аутоагрессия ? когда ребёнок в эмоциональном беспокойстве причиняет вред себе (бъёт сам себя руками, об стену, причиняет вред себе различными предметами и т.д.). В этом случае психолог очень осторожно, экологично строит свою работу, чтобы не спровоцировать суицид, поскольку такой вариант в этом случае также возможен. Важно также различать демонстративную агрессию, как средство получения желаемого и реальную, как эмоциональное состояние, которое ребёнок не всегда способен контролировать.
- Низкий уровень развития коммуникативных навыков ? этот показатель является следствием из двух вышеописанных, поскольку эмоциональное состояние ребёнка не позволяет ему строить адекватных взаимоотношений со сверстниками, при этом зачастую родительский стиль поведения, который они бессознательно копируют, не подразумевает конструктивного взаимодействия с окружающими. Поэтому такие дети чаще всего конфликтны и агрессивны во взаимоотношениях со сверстниками, либо наоборот боязливы и застенчивы, что также вызывает трудности при общении в группе сверстников.
- Наличие признаков нервно-психологического неблагополучия. Это психофизиологические проявления, на которые психолог также обращает особое внимание в своей работе. Сюда относится грызение ногтей, сосание пальца, энурез, онкопрез, нервные тики, заикание, трудности в засыпании, беспокойный сон, различные страхи и т. д. Психологическая работа в этом случае строится на формировании навыков саморегуляции посредством расслабления, релаксации.
- Девиантное поведение. Как правило, этот вариант является следствием вышеописанных признаков и формируется уже к подростковому возрасту. Выражается в воровстве, попрошайничестве, уходах из дома, совершении правонарушений и т. д.
- Аддиктивное поведение. Также является следствием вышеописанных признаков. Сначала младший подросток ?уходит на улицу?, затем там ?познаёт? различные вредные привычки ? сигареты, спиртное, наркотики, психоактивные вещества и т. д.
Таким образом, психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеют нарастающую динамику, и с постепенным взрослением ребёнка он переходит на более деструктурного развития. Поэтому важно проводить психологическую работу как можно раньше.
Основным и самым опасным является тот факт, что страдает, главным образом, не только здоровье и физическое развитие этих детей, но и эмоциональная и, что гораздо важнее, морально-нравственная сфера. Поскольку дети, от которых отказались их родители и родные, уже не имеют тех ?корней? и к обществу не привязаны, они идут от него, а в некоторых случаях и против него. Поэтому очень важно правильно организовать работу с ребёнком, когда он находится ещё в младшем школьном, а то и в дошкольном возрасте, для того, чтобы, несмотря на «плохую» генетику, и семейную ситуацию развития этого ребёнка, у нас ещё было время показать им другую, более позитивную и добрую сторону жизни, чтобы у них был выбор?
Автор — Екатерина Белова