Можно и нельзя
Сегодня, в очередной раз поговорив с мамой по поводу отсутствия у меня работы и в очередной раз услышав: «Ну, нельзя же нигде не работать!», я сказала ей: «Мне непонятно значение слова «нельзя». Мама в ответ странно улыбнулась. Скорее всего, ее улыбка означала: «Ну, если тебе даже это непонятно….тогда о чем с тобой говорить?».
Мы с детства слышим слово «нельзя».
Новорожденный человек абсолютно беспомощен. Примерно год он проводит в полной зависимости от взрослого человека. Сейчас отрезок времени, равный одному году, кажется нам не таким уж долгим. 31 декабря мы провожаем старый 2009 год, хотя нам кажется, что совсем недавно мы праздновали наступление нового, 2009-го года.
Для новорожденного один год – это целая вечность! За это время в его жизни происходит множество глобальных перемен. Он учится дышать, делать комплекс сложных физических движений под названием «сосание», привыкает к свету и холоду, учится сидеть. Перемены, происходящие с ним, неразрывно связаны с его постоянно меняющимся организмом.
Примерно к первому году жизни младенец из «сидячего» и «лежачего» положения постепенно перемещается в «ползающее». Теперь целый мир открыт перед ним! Наконец хоть что-то он может делать самостоятельно! Он может начать исследовать окружающий мир с детской, постепенно переходя к гостиной и так далее.
Именно в этот период жизни человек слышит первое «нельзя». Это может случиться в тот момент, когда он заинтересуется вазой, стоящей на низком журнальном столике, или решит узнать, что будет с кошкой, если дернуть ее за хвост. Кто-нибудь из родителей, руководствуясь соображениями безопасности или жалости к кошке (или к вазе) , непременно скажет ему «нельзя!», да еще погрозит пальцем, если не шлепнет. И ребенок запомнит это слово, потому что потом оно будет звучать в его жизни все чаще и чаще, ломая его планы освоения и исследования мирового пространства. Так сформируется система запретов, называемая воспитанием.
Это слово болезненным эхом впечатается в мозг, когда начнется половое созревание. Как говорится, первое «хочу» -первое «нельзя» (на самом деле конечно, не первое!). И снова придется «отказаться от чересчур смелых планов», как говорят мои руны. Смелых и творческих планов по исследованию человеческой физиологии, человеческой любви, человеческой природы.
Поймите меня правильно, я совсем не против слова «нельзя». Точнее сказать, я понимаю его необходимость и полезность. Во избежания царапин от осколков разбитой вазы или когтей разъяренной кошки, во избежание ранней беременности и венерических заболеваний родителям приходится говорить «нельзя».
У слова «нельзя» есть еще одна важная функция – оно формирует систему нравственных ценностей. То,что в народе принято называть совестью.
Но подчас совесть одного человека настолько отличается от нашей собственной, что мы начинаем сомневаться в наличии у него таковой. Конечно, она есть. Она есть у каждого. Иначе не бывает. Просто она другая по сравнению с «нашей».
Если вдуматься…действительно ли все то, что «нельзя» — нельзя? Все ли запреты, которые вдалбливали нам в голову, себя оправдывают?
Что говорили родители своим юным дочерям в не столь далеком 19-м веке? «Нельзя носить платье выше колена» (их просто не существовало), «нельзя оставаться с молодым человеком наедине в комнате» (даже если в доме присутствуют родители девушки), «нельзя при знакомстве смотреть мужчине в глаза», «нельзя спорить с мужчиной» и так далее. Соблюдаем ли мы эти запреты на сегодняшний день? Не кажутся ли они вам смешными? Нелепыми?
А что мы слышим сегодня? «Нельзя так жить!», «Нельзя так одеваться!», «Нельзя встречаться с женатым мужчиной!», «Нельзя встречаться с двумя девушками сразу!», «Нельзя быть такой агрессивной! Ты не сможешь ни с кем ужиться!», «Нельзя так работать! Займись уже делом!», «Нельзя сидеть дома! Надо работать!» и так далее.
Если вы спросите: «почему нельзя?», можете столкнуться с самой разнообразной реакцией. От высокомерной улыбки, которую мне выдала моя мама, до слов «ты уже взрослая (ый). Должна (должен) сама (сам) понимать». А кто-то найдет тысячи причин, почему должно быть так, а не иначе.
Но вы вслушайтесь внимательно. Прочитайте между строчек. И снова задайте себе этот вопрос: действительно ли все то, что «нельзя» — нельзя? Рационально ли это? Конструктивно? Реально? Подходит ли вам лично?
Один из главных запретов человечества описан в метакниге – Библии. Бог сказал Адаму и Еве «Нельзя», вмиг сделав плод с древа познания очень привлекательным. Таким же привлекательным кажется годовалому ребенку окружающий мир, когда он пытается его Познать и сталкивается со своим персональным «богом» — родителем.
Вы никогда не задумывались о том, почему «запретный плод сладок»? Он как-будто наделен каким-то особым ароматом, его так и хочется попробовать.
Ева, а за ней и Адам, как известно, попробовали запретный плод. Они понесли наказание, и, согласно Библии, человечество продолжает его нести по сей день, но сейчас это неважно.
Важно то,что они разрушили Божественное «Нельзя». И оказалось, что сделать это очень просто. Выходит, Божественное «Нельзя» вовсе не такое незыблемое, каким казалось.
Дело в том, что слово «нельзя» предполагает выбор. Который делают за нас. Когда ребенок видит вазу, он без сомнения выбирает «можно!». Но тут вмешивается родитель со своим «нельзя».
Во взрослой жизни время от времени у нас возникает «запретное» желание и мы говорим себе: «Ну нельзя же так! Это …нехорошо» и так далее. Мы выбираем отказаться от «этой авантюры». Точнее, думаем, что выбираем. На самом деле все выбрали за нас еще в детстве, сказав «Нельзя». И наша личность мирового исследователя бьется внутри, пытаясь выбраться из навязанных рамок, и отчаянно кричит: «Можно!». А мы пытаемся не слышать.
Вы когда-нибудь ставили перед собой фантастические цели? Обычно их называют «мечтами», довольно часто «несбыточными мечтами».
Наверняка, вы замечали, что если поделиться своей фантастической целью со скептиком, она легко может перейти в разряд мечты, а то и несбыточной. Если вы спросите скептика «почему нет?», он даст вам массу логичных и псевдологичных доводов, суть которых будет состоять в одном: «так не бывает». В лучшем случае: «вероятность, что такое случится, ничтожно мала». Одним словом: «Нет».
Эти доводы можно легко разбить элементарной логикой (вероятность-то все равно есть, даже если кому-то кажется, что она мала. А значит, так бывает!).
«Нельзя» подразумевает «нет», «Можно» подразумевает «да». Не тождественные вещи, но весьма похожие.
Мне кажется, за многими «нет, так не бывает» стоит внутренний запрет «нельзя». Человек растет, родительские запреты более или менее органично внедряются в его личность и он пытается обработать их логически. Так и появляется скепсис, часто совершенно нелогичный несмотря на кажущуюся логичность.
Часто ли вы говорите себе и другим «Да»? Часто ли вы делаете то, что родители вам запрещали?
Автор — Анна Ют