Жизнь как игра, позволь себе быть…
– Ты, когда говоришь «Я», что имеешь в виду?
– Не понял.
– Какое из твоих «Я»?
– Их что, несколько?
– Ого, несколько! Да их множество! Я – мужчина. Я – дизайнер. Я – отдыхающий. Я – философ (хм…) Я – друг. Причем, обрати внимание, иногда хороший друг, а иногда так себе. Я – голодный. Я – сытый. Тоже, между прочим, два разных человека. Я – влюбленный. О, это еще тот экземпляр. Продолжать?
– А ты – какое из моих «Я»?
– Я думаю, мыслящее. Немного циничное, немного эротичное, немного поэтичное. В весьма грубом приближении – настоящее. Хотя и прошлое, и будущее…
– В общем, «Я» как Я?
– Э нет, братец, до этого тебе еще ой как далеко. Собственно, к этому я и пытался тебя подвести. Когда твои многочисленные «Я» станут единым, и это единое Я само начнет выбирать, каким ему быть, тогда, может быть, ты и станешь человеком…
Каждый из нас каждый день играет массу ролей. Быть одновременно любящим супругом, заботливым родителем, ответственным руководителем и не менее ответственным исполнителем – минимальный набор качеств, которые нам приходится реализовывать в своей жизни. Какие при этом приходится испытывать психологические перегрузки – тоже знает каждый. Отсюда нервозность, срывы, депрессии и даже болезни, которые уже и консервативные медики относят к психосоматике. Что рекомендуют они в этом случае? Надо отдохнуть. Но времени на отдых нет. Колесо жизни крутится с такой скоростью, что перестроиться по ходу событий бывает неимоверно трудно. Еще труднее от того, что либо маски прилипают к лицу и их не отдерешь, либо попытки всегда и во всем быть по-человечески искренним просто заводят в тупик.
Когда меня спрашивают: «Как жизнь?» или «Как дела?» – я отвечаю: «Тебе и вправду рассказать или достаточно сказать «нормально»?» Угадайте, что отвечают мне в большинстве случаев. Наивность и простота нравов не в почете не только в социальной, но, увы, и в личной жизни. Как с этим справиться с минимальными потерями?
На самом деле, никакой трагедии нет. Чтобы не тратить энергию зря, надо хорошо представлять себе, где, когда и с кем следует выбирать ту или иную стратегию жизни. И если вы идете сдавать отчет в налоговую инспекцию, даже там можете выбрать разные линии поведения: от интригующе-агрессивной до покорно-безразличной. Ничего дурного в этом нет – вы ведь не собираетесь никого обманывать, а встречная сторона не обязана откликаться на все проявления вашей тонкой души. Поэтому говорить мы будем, прежде всего, о деловых отношениях, которые не требуют сочувствия и сопереживания, а требуют точного и быстрого выполнения определенной задачи.
Представьте, что вам нужно получить определенную подпись на определенном документе. Казалось бы, бесхитростная операция, но кому как не нам знать, какие адовы круги при этом приходится проходить. А что мы имеем в арсенале?
Итак, предлагается несколько стратегий:
- жизнь как игра,
- жизнь как цирк,
- жизнь как винтик,
- жизнь пофигиста,
- жизнь как творчество
Начнем, пожалуй, с винтика. Это одна из самых простых стратегий. Характеризуется она тем, что человек отказывается от своих социальных амбиций и рассматривает себя как элемент большой социальной системы, перекладывая на систему удовлетворение своих жизненных потребностей. «Жизнь как винтик» хорошо знакома по временам социализма с его уравниловкой и системой распределения. Винтик побольше и поактивней получает побольше жизненных благ, но формально система заботится обо всех одинаково. Принцип «жизнь как винтик» до сих пор отлично работает в чиновничьих структурах и в большинстве бюджетных организаций. Главное – не высовываться.
«Жизнь пофигиста» более индивидуальна. Здесь человек сам снимает любую активную позицию в жизни, руководствуясь правилами:
- пусть будет все, как будет,
- все, что ни делается, — к лучшему,
- лучшее – враг хорошего и т.д.
Такое самоубаюкивание во всяком случае экономит нервы. Так что, если деваться некуда, а в очереди сидеть надо, расслабьтесь и получайте удовольствие. Плетью обуха не перешибешь.
Зато стратегия «жизнь как цирк» может дать быстрый и нужный эффект. Здесь в ход может идти, все, что угодно: от кокетства или «сердечных приступов» до шоколадок и театральных билетов – главным является выбор места и времени для достижения цели. В рамках этой стратегии социальная жизнь рассматривается как арена, на которой происходит некое лицедейство, а вы наблюдаете за ним с позиции зрителя, сидящего в зале. Выбрав подходящий момент и определив, с кем из «клоунов» вам надо «потанцевать», смело бросайтесь вперед, не отвлекаясь на реакцию окружающих и другие предложения, а достигнув цели, возвращайтесь назад на свое место до возникновения следующей задачи. Главное – твердо удерживать намерение достичь цели. Было время, когда один мой знакомый успешно использовал эту стратегию для решения своих бытовых нужд. Он звонил, например, начальнику ЖЭКа и представлялся собственным корреспондентом центральной газеты. Это было полной правдой, но магические слова действовали безотказно. О времена, о нравы!
Следующая стратегия «жизнь как игра» требует больше творческих усилий и подразумевает активное участие в выбранной ситуации по правилам развития этой ситуации (по правилам игры). Важно, чтобы «игрок» был нацелен не на результат, а на сам процесс игры. При этом допускается любой вариант развития событий, который воспринимается спокойно и отстраненно, как будто так и надо, а вот в самом процессе необходимо ориентироваться на максимальную эффективность своих действий, на полную самоотдачу до тех пор, пока игра не завершится. Главный принцип – не суетись раньше начала и не сдавайся раньше конца. Эта стратегия хороша для решения больших и сложных задач. Мой маленький сын использовал ее при игре в «монопольку». Нам же она знакома по телепередаче «Последний герой».
До сих пор мы рассматривали различные жизненные стратегии для достижения определенного практического результата. Однако есть еще одна стратегия, о которой надо поговорить отдельно. «Жизнь как творчество» подразумевает не просто внешне активную деятельность, а скорее деятельность, направленную на полноту самореализации в любой возникающей ситуации. А это означает умение не просто встроиться в эту ситуацию, а развернуть все свои возможности для самовоспитания и саморазвития, при этом выбирая любую из предложенных выше стратегий или их комбинацию. Самый простой пример: использовать эту стратегию во время занятий любой рутинной деятельностью с дополнительной целью – учиться терпению, вниманию, осваивать определенные практические навыки и проч.
Однажды я порекомендовала эту стратегию своему коллеге, чтобы не опаздывать на работу. Достаточно было сменить мотивировку – приходить вовремя не потому, что от него этого требуют, а для того, чтобы освоить новое умение. Через несколько дней он поделился, что стал получать удовольствие от вновь приобретенного опыта и резко повысившейся самооценки.
Используя стратегию «жизнь как творчество», можно избавиться от многих своих страхов и психологических блоков. Признавая правомерность присутствия в нашей жизни других людей или событий, которые нам могут не нравиться, но с которыми мы вынуждены контактировать, не лучше ли решать творческую задачу развития себя вместо унылых жалоб на окружающих и сетований на несправедливость мира.
И в помощь решению этой благородной задачи я предлагаю вам еще одну игру. Позвольте себе побыть ошибающимся, неправильным, асоциальным, реализующим свои страхи и мечты. Хотя бы недолго. Хотя бы виртуально. Это позволит вам высвободить колоссальное количество жизненной энергии, которое тратится на всевозможные внутренние разборки с самим собой, на так называемые самооценки (на самом деле, мы уже видели, что это оценки референтной группы), на тайные желания. Проиграйте эти ситуации в голове, опишите их на бумаге, поживите с ними какое-то время, а потом порвите, выкиньте и с облегчением скажите себе: «Я сделал это!» Не забудьте только добавить волшебную фразу: «Без нанесения вреда себе и другим живым существам».
Автор — Ефремова Людмила