Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, одно из наиболее часто встречающихся поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте, является также наиболее спорным и неоднозначным в качестве диагноза. Как правило, ребенок с гиперактивностью очень расторможен, моторно подвижен, ему, как будто, «не сидится на одном месте». Начав заниматься одним делом, он, буквально через несколько минут, бросает его, принимаясь за другое. Внимание такого ребенка рассеянно, не удерживается долго на одном предмете или деятельности. При общении с «гиперактивным» малышом часто создается ощущение, что либо он не слышит обращенного к нему вопроса, либо «из вредности» не отвечает на него. Кажется, что у него масса энергии, с которой он сам не умеет управляться и способен довести себя до полного изнеможения в постоянном ёрзанье на стуле, вскакивании с места, необходимости постоянно быть в движении. Часто ребенок с СДВГ очень словоохотлив, задает несколько вопросов за раз, не дослушивая ответов. Родители называют такого ребенка «тяжелым», «сложным». Так в чем же состоит сложность?
Главная проблема диагноза «СДВГ» состоит в широком диапазоне симптоматики нарушений, а это значит, что под данный титр могут попасть как дети с эмоциональными нарушениями ( например, с достаточно высокоорганизованной формой раннего детского аутизма), так и дети с высоким уровнем активности при общей задержке психического развития. Таким образом, описанные выше сложности в поведении и концентрации внимания могут сопутствовать совершенно различным заболеваниям, как органической, так и психогенной природы. Как же в таком случае можно помочь такому ребенку?
Прежде всего, необходимо выяснить природу нарушений, ведь очень часто медицинские тесты не могут выявить органической и генетической патологии, полностью объясняющей симптомы, которые демонстрирует ребенок. Однако, даже в случае обнаружения физиологических коррелятов синдрома, возможна и необходима психологическая помощь.
Каждый родитель «гиперактивного» ребенка может подтвердить, что, при скользящем внимании к тому, что малоинтересно или сложно для ребенка, он способен долгое время, удерживать внимание на занимательных для него предметах. Ребенок может достаточно длительное время оставаться в деятельности, которая представляет для него интерес, обладает для него особым смыслом.
Как и у любого болезненного психического образования, говоря психоаналитическим языком, симптома, у симптомов при СДВГ также есть причина, есть смысл в каждом конкретном случае. Собственно говоря, объяснений симптомов СДВГ может быть достаточно много и одной из главных задач психоаналитической работы с такими детьми является как раз обнаружение истинных причин страдания каждого конкретного ребенка. Это значит, что в ходе аналитического лечения, аналитик пытается заглянуть по ту сторону типичных для гиперактивности нарушений, в попытке обнаружить там уникальный для данного ребенка смысл его собственных действий. Психоаналитическая работа в этом случае предполагает отказ от шаблонов и формального диагноза, выстраивая в процессе игры и общения с ребенком его собственный более адаптивный симптом, опираясь на который сам малыш сможет лучше контролировать свое поведение, а родители получат ответ на вопрос, каким образом обходиться со своим «сложным» ребенком.
Автор — Замятина Ирина