Близость

Близость

Одним из наиболее важных факторов, способствующих аттракции, является близость одного человека другому (Sprecher, 1998). Одно из наиболее известных исследований влияния переменной близости было проведено Фестингером и его коллегами (Festinger et al., 1950) еще в 1950 г. Они изучали влияние физической близости на формирование дружеских отношений и взаимодействия в жилом комплексе. Ученые выяснили, что люди находят друзей среди своих соседей с большей вероятностью, чем среди других людей, проживающих с ними на одном этаже. Также люди скорее начинали дружить с теми, кто жил с ними на одном этаже, чем с соседями с других этажей или с теми, кто жил в других домах. На процесс знакомства влияли даже незначительные архитектурные особенности зданий, такие как расположение лестницы.

В других исследованиях похожие результаты были получены в гораздо большем масштабе (см. обзор в Katz and Hill, 1958). Броссард (Brossard, 1932) использовал адреса, указанные на 5000 свидетельств о браке, выданных в Северной Америке, чтобы показать, что одна шестая супружеских пар жила на расстоянии одного квартала друг от друга, одна треть — на расстоянии пяти кварталов, а больше половины супругов разделяли 20 кварталов. Результаты другого исследования указывают на то, что на момент своего первого свидания супруги жили на расстоянии одной мили друг от друга (Clarke, 1952). Наконец, Спухлер (Spuhler, 1968) сообщает о высокой вероятности того, что люди женятся или выходят замуж за человека, который родился в радиусе 177 км от их собственного места рождения.

Близость проживания может являться важным фактором влечения по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, она определяет более высокий уровень воздействия и осведомленности, что, в свою очередь, усиливает симпатию. Зайонц (Zajonz, 1968) называет это «эффектом простого воздействия»: по его мнению, повторное предъявление стимула, как правило, повышает расположение к нему. Этот феномен может значительно усилиться, когда дело касается незнакомых людей: Йоргенсен и Сервон (Jorgensen and Cervone, 1978) выяснили, что лица незнакомцев нравились больше, когда их чаще видели. А Морленд и Бич (Moreland and Beach, 1992) сообщают о том, что студенты оценивали как наиболее приятных тех преподавателей, которых видели чаще всего. Однако важно то, что результаты многократного воздействия существуют не бесконечно: Борнстейн (Bornstein, 1989) указывает на то, что повышение симпатии к людям, изображенным на фотографиях, прекращалось примерно после десяти показов.

Во-вторых, близость может способствовать симпатии благодаря «различным ассоциациям»: нам свойственно жить рядом не только с нашими потенциальными партнерами, но и с людьми, которые похожи на нас самих (Urdy, 1971). Например, районы нередко бывают разделены социально-экономическими, расовыми, религиозными или образовательными границами. Таким образом, учитывая тот факт, что мы ищем партнеров, которые обладают похожими интересами и происхождением, мы скорее всего будем считать привлекательными тех людей, которые живут рядом с нами. Дейви и Ривз, которые провели исследование в американском городе Нью-Хейвен, констатируют (Davie and Reeves, 1939: 517):

Почти три четверти (73,6%) жителей города, состоящих в браке, выбрали себе партнеров, проживающих в районе такого же типа, как их собственный. Практически нет смешанных браков (3,9%), в которых супруги проживали в районах, имеющих большие различия в социальных, экономических и культурных особенностях.

Безусловно, данные этих исследований влияния близости в чем-то устарели: в наше время люди, ищущие партнера, имеют в своем распоряжении средства, позволяющие им выйти далеко за пределы своего района и, соответственно, встретиться с разнотипными потенциальными партнерами. При таком сценарии близость может уже не играть той роли, которую она выполняла в прошлом (Urdy, 1971).

Авторы — Вирен Суэми и Адриан Фернхем

Глава из книги «Психология красоты и привлекательности» публикуется с согласия издательства «Питер»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *