Почему психолог похож на кота
В книге подробно анализируются нюансы взаимодействия взрослых и детей. В ней также изложена авторская концепция психологических занятий с младшими школьниками.
Какой помощи ждут от взрослых дети? Каких действий со стороны взрослых они опасаются? Наряду с размышлениями детей об этом книга содержит изложенные в доступной форме рекомендации и комментарии специалистов-психологов.
Книга полезна и интересна широкому кругу читателей. Родителям будет полезно более внимательно взглянуть на себя и своего ребенка, подумать о характере своих взаимодействий с ним. Для учителей ценность представляют рабочие диагностические схемы, позволяющие более глубоко и точно идентифицировать проблемы детей. Опираясь на материалы этой книги, психологи смогут строить консультационно-коррекционную работу с родителями, педагогами и детьми.
Автор благодарит всех детей, общение с которыми позволило ему рискнуть взяться за работу над книгой с таким необычным для взрослых названием.
Самая горячая благодарность – Марине Настасенко. Восьмилетней девочке толк и котах, и в психологах, и в самой себе.
Предисловие
Учительница второго класса вызвала в школу папу своего ученика. У ребенка очень непросто складываются отношения с одноклассниками. Умный, начитанный, быстросхватывающий и способный в учебе, мальчик жестоко и не по-детски цинично обижает ребят. В первые же дни пребывания в школьном коллективе он стал «черным» кумиром: сильный (сильнее и крупнее всех в классе, что для малышей начальной школы часто означает — авторитетнее), умный, смелый и такой привлекательный в своих злых выходках. Предмет подражания для всего класса.
Однако через два-три месяца ситуация кардинально меняется: мальчик, теряя авторитет, превращается в отверженного. Дети, не раз униженные им, постепенно освобождаются от чар его «магии», выходят из-под его влияния и выключают его из всех своих дел: не хотят сидеть за одной партой, играть, идти вместе в столовую. Для мальчика наступают тяжелые дни. И при более внимательном рассмотрении оказывается, как впрочем, и всегда в подобных случаях с детьми, что это его беда, а не вина. Он хочет, очень хочет, но не может, не умеет, не знает, как строить отношения с ровесниками.
Ему хочется дружить с другим мальчиком, таким же умным и сообразительным, он говорит, что хотел бы сидеть с ним за одной партой и, преодолевая некоторый скептицизм, добивается этого. А затем своими неуклюжими и бестактными действиями вынуждает соседа уйти. Так может повторяться несколько раз в день.
Ему нравится девочка и он, желая с ней подружиться, говорит грубости, от которых она плачет.
Родители мальчика, дедушка и бабушка старательно развивают его с самого раннего детства. Они читают ему не по возрасту взрослые книги. И все-таки, это психологически заброшенный и очень одинокий ребенок.
Об этом и разговаривала учительница с папой мальчика. Папа согласился, сказал, что чувствует пробел в воспитании сына, но не знает, что и как надо делать. И поэтому, как человек, привыкший черпать знания из книжек, он попросил подсказать названия трудов, которые помогли бы разобраться в их семейных проблемах. С этим вопросом учительница и пришла ко мне, психологу школы.
Что я могла посоветовать? Книги, которую Вы держите в руках, еще не было. Кажущееся многообразие психологической литературы исчерпывается достаточно узким спектром возможностей ее применения в профессиональном консультировании и психокоррекции. И, например, ограничивается либо методическими рекомендациями специалистам, либо прямыми и директивными советами родителям. И в том, и в другом случае читателю после прочтения предлагается принять на веру некоторые правила и перестроить свое поведение в соответствии с ними. А не подумать, поразмышлять, почувствовать, чему-то удивиться, в чем-то усомниться.
Вместе с тем, в психотерапии существует целое направление, называемое библиотерапией. Суть его заключает в следующем: клиенту предлагают читать различные книги, в той или иной степени затрагивающие его проблему. «Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений». И далее, в статье «Библиотерапия» (см. Руководство по психотерапии под ред. проф. Е.В.Рожнова, 1985), среди прочих отмечаются следующие достоинства направления: сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность. (А.Е.Алексейчик).
В перечень преимуществ библиотерапии я бы добавила еще одно, кране актуальное для специалистов, практикующих в современных условиях – возможность достаточно глубокой проработки проблемы при относительно небольших временных затратах.
Словом, только книги подавай! И вот тут мы сталкиваемся с явной однобокостью современного книжного рынка, где «по пальцам» можно пересчитать психологические источники, затрагивающие не отдельные психологические структуры, а душу в целом, тонкую душевную организацию. К таким источникам относится данная книга.
Уникальность «книги про кота-психолога» состоит еще и в том, что книга написана от имени детей. За каждой страницей книги встают настоящие живые дети — доверяющие, думающие, переживающие.
Автор, профессионал высокого класса (посмотрите, например, как академически-добротно простроена книга), рассуждает на тему, которую обычно профессионалы такого уровня в печати обсуждать не решаются из-за ее многогранности. И особенно ценно, что данная рукопись родилась и выкристаллизовалась из «полевых наблюдений».
Дети в ней, конечно, увидят себя.
Родителям несомненно будет полезно более внимательно и психологически-грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом.
Для учителей ценность представляют рабочие диагностические схемы, позволяющие более глубоко и точно идентифицировать проблемы детей и, следовательно, более эффективно помогать им.
Я уверена, что психологи найдут многогранное применение «коту-психологу» в своей профессиональной деятельности. Кроме того, что опираясь на эту книгу, можно строить консультационно-коррекционную работу и с родителями, и с педагогами, рукопись содержит интереснейший материал занятий с группами детей. Собственно, она и родилась из уроков психологии для детей. Можно также сказать, что книга представляет авторскую концепцию занятий со школьниками.
Марина Архипова,
психолог частной эпишколы «Дядя Лева»
Глава из книги в нашем журнале
(публикуется с согласия издательства Генезис)
Ошибки психологической помощи: сущность
Оглавление
Глава 1. Психологическая помощь
- Какая помощь ребенку со стороны взрослых может быть названа психологической?
- Ожидания детей
- Уверения родителей
- Мнения учителей
- Психологи о предмете и методах психологической помощи
Глава 2. Отсутствие психологической помощи
- Когда это бывает?
- Как это проявляется?
- Кому от этого плохо?
Глава 3. Ошибки психологической помощи
- Сущность
- Примеры
- Объяснение некоторых ошибок. Краткий экскурс в детскую психологию
Глава 4. Промахи психологической помощи
- Причины
- Классификация
- Направления анализа
Глава 5. Почему Психолог похож на Кота?
- Урок 1. Практическое пособие по разрушению детской души
- Урок 2. Игрушка «Психолог»
- Урок 3. Почему Психолог похож на Кота?
- Урок 4. Чьи родители похожи на Котов?
- Урок 5. И все-таки что же такое психологическая помощь?
Купить книгу в Интернет-магазине издательства Генезис
Почему Психолог похож на Кота? Тонкости психологической помощи детям. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2002. — 112с.
Автор — Галина Бардиер