Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)
Книга является продолжением авторской серии «Тропинка к своему Я». В ней представлена программа психологической работы с учащимися 7-8 классов.
Автор предлагает сценарии уроков психологии, включающие в себя наиболее актуальные для подросткового возраста темы. Основная цель занятий — помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.
Книга адресована психологам и учителям, кроме того, она может быть интересна студентам психологических и педагогических факультетов вузов.
Введение
Кто они: уже взрослые или еще дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им отвечать. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом деле хотят. Не знают, как справляться со своей сексуальностью и что делать, чтобы привлечь внимание: может быть, громко хохотать или говорить грубости, а может быть, закурить гордо при всех. А может, начать целоваться посреди коридора? Им очень хочется общаться, но они не всегда знают, как понять других. Но нет, не это главное! Главное – как понять себя, себя нового, пробующего свою взрослость…
Им трудно с собой. Порой они чувствуют, что не справляются, но теперь они взрослые, и поэтому никогда не попросят о помощи. А если предложишь — отвергнут. Ведь взрослые должны справляться сами.
И тогда внутренний хаос начинает прорываться наружу. Вы проводили уроки у семиклассников? Тогда вы, конечно, вспомните, как порой бывало трудно собрать их внимание, как они «вдруг» начинали хохотать или демонстративно игнорировать ваши требования. А после уроков они словно «срывались с цепи»: кого-то тискали, кого-то зажимали в угол. А как-то, помните, один из них принес в школу бутылочку с коньяком.
По-видимому, пришло время давать советы и помогать ребятам уже как-то по-другому: не прямо «в лоб», а исподволь, незаметно. А еще лучше, чтобы эти советы они изобретали сами себе. Мы же только создадим условия для этого. Как? Продолжив вести с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то новые грани своего «Я». Через игровые задания, давая им возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное, на этих занятиях подростки смогут позволить себе не согласиться друг с другом, высказать свое непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это еще раз утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им сказать: «Меня поняли. И я хочу учиться понимать других».
Оглавление
Часть I. Специфика подросткового возраста
- Глава 1. Почему общение со сверстниками так важно для подростка
- Глава 2 . Как развивается самосознание подростков
ЧАСТЬ 2. Уроки психологии в средней школе
Седьмой класс
- Тема 1. Эмоциональная сфера человека
- Тема 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека
- Тема 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба
Восьмой класс
- Тема 1. Я-концепция и ее ключевые компоненты
- Тема 2. Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель
- Тема 3. Эмоциональный мир человека
- Тема 4. Мотивационная сфера личности
Глава из книги в нашем журнале
(публикуется с согласия издательства)
Купить книгу в Интернет-магазине Генезис
Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы) – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007. — 167 с.
Автор — Хухлаева Ольга