Малых Сергей

malykh_sbМалых Сергей Борисович

Доктор психологических наук (2000), профессор (2005), член-корреспондент РАО (2006), зам. директора по научной работе.

Образование

  • отделение психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 1974-1979
  • аспирантура Психологического института РАО, 1982-1985
  • методология близнецовых исследований (Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1989)
  • методология генетических исследований (NATO Advanced Study Institute, Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1991)

Работа

  • заместитель директора по научной работе Психологического института РАО (2002 по н/в)
  • заведующий лабораторией возрастной психогенетики (1993 по н/в)
  • проректор Московского городского психолого-педагогического университета (1996 по н/в)

Профессиональные сообщества

  • вице-президент Федерации психологов образования России
  • представитель РФ в Международной ассоциации школьных психологов (ISPA)
  • член федерации психологов образования России
  • член Российского психологического общества
  • член Американской психологической ассоциации (APA)
  • член ассоциации генетики поведения (Behavior Genetic Association)
  • член международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID)
  • член международной организации по исследованию мозга (IBRO)
  • член международной общества по исследованию близнецов (ISTS)

Область научных интересов

Проблемы общей психологии, психогенетики, психофизиологии, дифференциальной психологии, служба практической психологии образования.

Исследование природы индивидуальных различий когнитивных и личностных характеристик, темперамента, поведенческих и эмоциональных нарушений, психофизиологических характеристик человека, анализ детерминант психического развития человека. Математические модели в психогенетике.

Публикации: свыше 140 работ, из них свыше 50 — за рубежом.

Монографии

  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М., Эпидавр, 2004, 420 с.

Сборники

  • Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе. Под ред. Малых С.Б., М., Sociologos, 1995, с.155-175.
  • Моделирование и анализ данных. Под ред. С.Б. Малых, Л.С. Куравского, А.Д. Яшина, С.Н.Баранова. М.: РУСАВИА, 2004, с.6-19.

Учебники и учебные пособия

  • Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998, 744 с. (в соавт. Егорова М. С., Мешкова Т.  А.)
  • Стандартизация психологических тестов: проблема формирования репрезентативной выборки. Учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, 2003. 72 стр. (в соавт. Мешкова Т. А., Куравский Л. С.).
  • Нейронные сети в задачах прогнозирования, диагностики и анализа данных. М.: Русавиа, 2003, 100 стр. (В соавт. Куравский Л. С., Баранов С. Н.).

Главы в книгах

  • Genotypical dependence of the Movement-Related Brain Potentials. In.: Maturation of CNS and Evoked Potentials. Gallai V. (Ed), Amsterdam, Elsevier Science Publishers, 1986, p.247-252 (with Ravich-Scherbo I.).
  • Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций. В кн. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. Равич-Щербо И. В., 1988. М.: Педагогика, 1988, с.157-179.
  • Количественные методы в генетике поведения. В кн.: Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе. Под ред. Малых С. Б. М.: Sociologos, 1995, с.4-56.

Статьи

  • Роль генотипа и среды в формировании межиндивидуальной изменчивости потенциалов мозга, связанных с движением. Журнал высшей нервной деятельности, 1988, т.38, №6, с.1003-1009. (в соавт. с Равич-Щербо И. В.).
  • Структура фенотипической дисперсии потенциала готовности. Генетика, 1992, т.28., № 11, с.160-163. (В соавт. Кузнецова И. В.).
  • Потенциалы мозга, связанные с движением у детей 6-7 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1992, т.42, № 5, с.904-910. (в соавт. Кузнецова И.  В., Сушко И. Н).
  • The etiology of individual differences in cognitive strategy. Journal of Russian and East European Psychology, 1993, v.31, № 3, 47-55. (with Egorova M. S., P’ynkova S. D.).
  • Детерминанты индивидуальных особенностей когнитивных характеристик и психологическая структура деятельности. Психологический журнал, 1993, т.15, № 2, с.74-84. (в соавт. Егорова М. С., Пьянкова С. Д.).
  • Природа индивидуальных различий частотных характеристик ЭЭГ детей 6-8 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1994, т.44, вып. 1., с.8-17. (в соавт. Гавриш Н.  В.).
  • Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных ситуациях. Вопросы психологии, 1994, №6, с.80-86 (в соавт. Иванченко С. Н.).
  • Возрастная динамика потенциалов мозга связанных с движением у детей 9-12 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1995, т.45, № 2 с. 269-278. (в соавт. Орехова Е. В.).
  • Возрастные особенности потенциала готовности при выполнении простого произвольного движения. Физиология человека, 1997, т. 23, № 4, с.21-27. (в соавт. Орехова Е. В.).
  • Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека. Вопросы психологии, 1997, №6, с.109-130.
  • On the application of queueing theory for analysis of twin data. Twin Research, 2000, v.2, № 3. 92-98 (with Kuravsky L. S.).
  • Биологические основы индивидуальных различий в темпераменте детей второго полугодия жизни. Сообщение 2: природа индивидуальных различий в чертах темперамента. Физиология человека, T.26, № 3, 2000, c.38-47. (в соавт.Строганова Т. А., Цетлин М. М., Малаховская Е. В.).
  • Анализ динамики средовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии, №6, 2001 (в соавт. Куравский Л. С.).
  • Longitudinal Genetic Analysis of Childhood IQ in 6- and 7-year-old Russian Twins. Twin Research, 2003, v.6, № 4, pp.285-291 (with Zyrinova N. M., Kuravsky L. S.).
  • Применение марковских моделей для анализа эволюции психологических характеристик в популяции. Вопросы психологии, 2003, № 4, с.51-62. (в соавт. Куравский Л. С.).
  • Heritability and «environmentability» of electroencephalogram in infants: The twin study. Psychophysiology, 2003, 40 (5): 727-741 (with Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N.).
  • Проблема наследственности в современных психологических исследованиях. Вопросы психологии, 2004, № 2, стр.136-148.
  • Genetic analysis of extraversion and neuroticism in young adult Russian twins. Psychologia-Etologia-Genetyka, 2004, v.9, p.81-94.(with Iskoldsky N.V., Gindina E.D.).
  • Application of Markov models for analysis of development of psychological characteristics. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology. V. 4., 2004, pp 29-40 (with Kuravsky, L.).
  • Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте. Психологический журнал, 2004, т.25, № 6, с.29-52 (в соавт.Гиндина Е.Д., Надысева В.В.).
  • Genetic Analysis of IQ in Young Adulthood: A Russian Twin Study. Personality and Individual Differences, 2005, v.38, p.1475-1485. (with Iskoldsky N.V., Gindina E.D.).
  • Nature of individual temperamental traits in adolescence. Psychologia-Etologia-Genetyka, 2005, v.11, p.65-89 (with Gindina E.D.).

Основные работы по психологической службе

Главы в книгах

  • Научно-образовательный комплекс «Психология»: интеграция психологической науки и практики. Московская психологическая школа: история и современность. Под ред. В.В.Рубцова, М., ПИ РАО, МГППУ, 2004, т.3, стр.374-381. (В соавт. Рубцов В.В.).
  • School psychology in Russian Federation. In.: Handbook of International School Psychology. Ed. Sh. Jimerson, Th. Oakland, P. Farrell (Eds), Sage, 2006, p.329-338 (with Kutuzova D., Aliohina S.V.).

Статьи

  • Система психологической поддержки образования. Психологическая наука и образование, 1999, 2, 2 п.л. (В соавт. с Рубцовым В.В., Селявиной Л.К.).
  • Модели психологической поддержки детей и подростков Москвы. Известия РАО, 2001, №2 стр.53-59. (В соавт. А.М.Казьмин, В.Н.Ярыгин, М.В.Зиновьева, И.В.Вачков).
  • Системы психологической поддержки образования в Зеленограде. Психологическая наука и образование, 2001, №3, стр.35-43. (В соавт.Рубцов В.В., Малыхин П.А., Федосова Е.Ю.).
  • Psychologie scolaire en Russie. N°13 juin 2002. Supplément semestriel à Echanges n 59 (with KobozevaV.G.).
  • Психологическая служба в системе образования в Германии. Вопросы психологии, 2004, №5, с.127-140. (В соавт. Шапкина А.).
  • Источники профессионального стресса психологов образования. В кн.: Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Ч.2. Под ред. Ковтунович М.Г., Малых С.Б., М., ПЕР СЭ, 2004, стр. 82-90. (В соавт. Кутузова Д.А.).
  • Психолог и стресс. Вестник практической психологии образования, 2004, №1, с.28-33. (В соавт. Кутузова Д.А.).
  • School Psychological Services in Moscow: Current Status and Perspectives for Development. School Psychology International, v. 26 N3, 2005, p.259-274 (with Kutuzova D., Barsky Ph., Malykhin P.).

Участие в конференциях

  • XV конгресс физиологического общества СССР, Кишинев,СССР,1987
  • V съезд Всесоюзного общества генетиков и селекционеров Москва, СССР,1987
  • 2-ая международная школа по близнецовой методологии, Левен, Бельгия,1989
  • 2-й Международный конгресс по теории деятельности, Лахти, Финляндия, 1990
  • конгресс, посвященный 100-летию У.Джемса, Амстердам, Нидерланды, 1990
  • Европейская зимняя школа по моторному развитию, Зуоц, Швейцария, 1991
  • 4-я международная школа по генетическим исследованиям, Левен, Бельгия, 1991
  • Международная конференция по социо-когнитивному развитию ребенка, Москва, Россия, 1993
  • Европейская школа по нейронаукам, Нейменген, (Нидерланды), 1994
  • 1-й Азиатско-Тихоокеанский коллоквиум по нейронаукам, Сингапур, 1994
  • Международная конференция “Индивидуальность в современном мире”, Смоленск, Россия, 1994
  • конгресс “Здоровье человека”, Тверь, Россия, 1996
  • 1-й съезд Российского психологического общества, Москва, Россия, 1996
  • 8-ая Европейская конференция по исследованию личности, Гент, Бельгия, 1996
  • 19-й международный коллоквиум “Непрерывность и изменения”, Эгер, Венгрия, 1996
  • Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Ж.Пиаже, Женева, Швейцария, 1996
  • 8-ая конференция по индивидуальным различиям, Оркус, Дания, 1997
  • 1-й Российский форум “Мать и дитя”, Москва, Россия,1999

Список диссертаций, защищенных под научным руководством

1.    КУЗНЕЦОВА И. В. Психофизиологические корреляты двигательного действия: структура фенотипической дисперсии и возрастная динамика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.02 — психофизиология. М., 1992.
2.    ИВАНЧЕНКО С. Н. Природа межиндивидуальной вариативности параметров сенсомоторной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии. М., 1995.
3.    ОРЕХОВА Е. В. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД): онтогенез и природа межиндивидуальных различий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии. М., 1996.
4.    ЦЕТЛИН М. М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (исследование близнецов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии. М., 2000 (соруководитель Строганова Т.А.).
5.    РОМАНОВА Е. А. Психологические особенности больных с нарушениями сна. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии, психология личности. Москва, 2002.
6.    МАЛЫХИН П. А. Мотивационная структура деятельности педагогов-психологов в процессе профессионального становления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. М., 2004.
7.    ГИНДИНА Е. Д. Генетические основы эмоциональных и поведенческих особенностей у детей подросткового возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии, психология личности. М., 2005.
8.    ПУШИНА Н. П. Возрастные и индивидуальные различия в развитии произвольного контроля поведения (контроль дотягивания, рабочая память) у детей-близнецов 7-12 месяцев жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — общая психология, история психологии, психология личности. М., 2005. (соруководитель Строганова Т.А.).
9.    КУТУЗОВА Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. Москва, 2006.

Научный консультант докторской диссертации

10.    СТРОГАНОВА Т. А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.00.13 — физиология.М., 2001.

Руководство НИОКР и работами, выполняемыми по грантам

  • Природа индивидуальных различий потенциалов мозга, связанных с движением. Министерство здравоохранения Бельгии (1989 г.).
  • Онтогенез потенциалов мозга, связанных с движением. European Science Foundation (1991 г.).
  • «Формирование индивидуальности ребенка в многодетной семье». Федеральная комплексная программа научно-педагогических исследований МО РСФСР «Развитие образования в России», 1991.
  • «Формирование индивидуальности ребенка в многодетной семье». Подпрограмма «Семья» республиканской научной программы «Народы России: возрождение и развитие» (НИЦ социальной защиты детства, семейной и демографической политики), 1992.
  • Генетические и средовые детерминанты в развитии психологических и психофизиологических признаков: лонгитюдный анализ. РФФИ, 94-06-19755, 1994.
  • Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдное исследование. International Science Foundation, ZZ 5000/426, 1994.
  • Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдное исследование. International Science Foundation, KWD100, 1994.
  • «Воспитание, образование, духовное совершенствование» Государственная научно-техническая программа «Здоровье населения России» 1995-1999.
  • Детерминанты индивидуального развития: лонгитюдное близнецовое исследование темперамента. РГНФ, № 96-03-042446, 1996.
  • Генетическое исследование развития интеллекта: лонгитюдное прослеживание от 6 до 16 лет. РГНФ, № 98-06-08084, 1998.
  • Разработка структурных моделей для генетического анализа психологических характеристик (на примере близнецовых данных). РФФИ, 99-06-80161, 1998.
  • «Духовное здоровье и научные основы медико-психологической помощи». ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения». Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Гос. контракт № 508-3(00)-П., 2000 г.
  • Региональная программа «Здоровье человека» Исследование проблемы нарушений когнитивного развития в онтогенезе. Дополнительное соглашение № 508-5.2(00)-П-Д01 к государственному контракту №508-5.2 (00)-П от 14 января 2000 г. ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» Министерства промышленности, науки и технологий РФ. 2001 г.
  • Исследование математических моделей для генетического анализа возрастной динамики психологических характеристик. РФФИ, 01-06-80134, 2001 г.
  • История развития психогенетики в России. РГНФ 02-06-00194а, 2002 г.
  • Разработка научных и научно-методических основ организации и содержания деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. ФЦП «Федерально-региональная политика в науке и образовании» Минобрнауки РФ №1545, 2004.
  • Разработка научно-методических основ организации и содержания деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений ФЦП «Федерально-региональная политика в науке и образовании» Минобрнауки РФ, №1547, 2004.
  • Генотип и среда в развитии интеллекта и темперамента: лонгитюдное исследование (от 6 до 22 лет) 05-06-06260а. РГНФ, 2005.
  • Обеспечение деятельности научно-образовательного центра в области психологии и педагогики. (УлГУ). В рамках госконтракта с Федеральным агенством по науке и инновациям по теме РИ-16.0/018 «Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок» (2005-2006).
  • «Разработка методов психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов» лота № 5 конкурса № ЭР-2 «Выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», организуемого Федеральным агентством по образованию. 2005.
  • Проведение работ по патентованию технических средств терапии и диагностики сенсорных нарушений и психических особенностей ребенка. МКНТ.
  • Исследование и анализ технических, технологических принципов разработки комплекса электронных устройств для ранней диагностики функции развития у детей, используюших методы игровых технологий. МНКТ.
  • «Разработка системы и проведение мониторинга нарушений психического развития детской популяции г.Москвы» Договор № 5-обр/02 от 04.06.2002г. МКНТ.
  • НИОКР «Разработка модели антикризисных центров для детей и подростков в целях профилактики безнадзорности и беспризорности». Договор № 2-обр/02 от 30.05.2003г. МКНТ.
  • «Разработка и выполнение комплекса работ по образовательному порталу «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Договор № 1636-МГППУ от 25.07.2003г. Минобр. РФ.
  • «Разработка комплекса методов и способов психологической реабилитации пострадавшего населения и спасателей в зоне ЧС». Договор № 29-БЗ/04 от 15.11.04г. МКНТ.

Награды

  • лауреат первой премии Президиума АПН СССР за книгу «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» (1990 г.)
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.),
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ по теме «Отечественная психогенетика как область науки и учебная дисциплина в высшей школе» (1999 г.)
  • почетная грамота Российской академии образования «За большой вклад в развитие отечественной психологической науки и психологическое обеспечение системы образования в России» (1999 г.)
  • грамота Главнокомандующего ВМФ России «За действенное участие в судьбах членов семей и родственников погибшего экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» (2001 г.)
  • грамота Главного Управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ «За личное мужество, усердие и инициативу при оказании помощи родственникам АПРК «Курск» (2001 г.)
  • медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2001 г.)
  • почетная грамота Министерства образования РФ «За практический вклад в развитие психологической службы образования» (2003 г.)
  • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «профессор» (2002 г.)
  • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «профессор» (2003 г.)
  • благодарность Федерального агентства по образованию за активное участие в подготовке и проведении Всероссийского августовского Интернет-педсовета (2004 г.)

Статьи в нашем журнале

  1. Есть ли альтернатива хорошему шлепку
  2. Близнецы и дисциплина
  3. Проблемы поведения близнецов
  4. «Синдром эскалации» у близнецов
  5. Темперамент близнецов
  6. Эта ужасная парочка
  7. Особенности воспитания близнецов

Книги

  1. Я или МЫ: Как растить близнецов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *