Мир человеческих эмоций от истоков до наших дней

Мир человеческих эмоций от истоков до наших дней

В древних учениях египетской, вавилонской, индийской и др. цивилизаций до нас дошли знания о структуре планет, звезд и космоса. Но не только. Древние мудрецы, философы, жрецы знали главное — что человек представляет собой в действительности. «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» — говорил Сократ. Внутренние истины относительно строения, поведения и жизни человека были хорошо известны и преподавались в школах избранным ученикам как часть философского и духовного воспитания.

Знания в области «человеческих чувств и эмоций» были у древних на высоком уровне. И хотя с течением времени одни философы, подобно стоику Марку Аврелию, призывали подчинить эмоции разуму, а другие советовали не вступать в безнадежную борьбу с естественными побуждениями, большинство не могло не согласиться с фактом вреда, который приносят неуправляемые эмоции. Они мешают целенаправленной деятельности, дезорганизуют поведение, в них отсутствует структурированность и логичность, присущая разумным людям. Неуправляемые эмоции символизировали необузданное животное начало  «простого смертного человека», но никак не правителя, царя, фараона, мудреца и т.п. Чем выше культурный уровень человека, тем большую сдержанность он проявляет в отношении эмоций. И наоборот, неуправляемые страсти, бурные вспышки эмоций, сопряжены, как правило, с ограниченностью сфер проявления эмоций, что характерно для людей с низким уровнем общей культуры. Вот почему так велика роль воспитания, культуры, обучения в регуляции человеческой эмоциональности. Обогащая свой духовный мир эстетическими переживаниями, человек утрачивает зависимость от всепоглощающих страстей, связанных с его прагматическими интересами.

Во все времена раскрытию и познанию человеческих эмоций придавали большое значение. Так, к примеру, в древнем Египте существовали целые школы, где обучались избранные неофиты и посвященные. Здесь они учились тайнам и премудростям жизни, проходя различные ступени к посвящению. Чтобы получить статус жреца, необходимо было пройти все ступени посвящения. Одна из ступеней посвящений была посвящена обузданию человеческих эмоций.

Чему учили древние в школах?

Считалось, что самой первой задачей стоящей перед неофитом в Школе, было обучение управлению своими эмоциями. Сюда также относили упражнения на умение отличать одну эмоцию от другой, сохранению гармонии и равновесия независимо от внешних влияний и внутреннего настроения и т.п. Это была первая ступень, которую он должен был пройти, чтобы двигаться дальше.

Занятия или «упражнения для ума и души» происходило следующим образом. Каждое занятие имело свои этапы и ступени. Ученики в присутствии главного посвященного сначала с помощью мысленных картин вызывали в себе различные эмоциональные состояния и учились управлять ими. Затем шла следующая ступень, когда по команде уже без мысленных картин ученики испытывали разные эмоциональные состояния, переживая их с такой силой, как будто действительно имели для этого причину. Начинали с низшего отрицательного состояния и, двигаясь шаг за шагом, доходили до высшего положительного состояния, например, начинали с глубочайшей удрученности, двигались постепенно к безразличию, а затем через него все выше к радости и через него к высшему состоянию счастья. Пройдя эту ступень, после долгой практики, ученики учились быстрому переходу из одного эмоционального состояния в другое, переживая их одно за другим, и делать это так же легко, как музыкант пробегает всю гамму от низшей ноты до высшей.

Далее следующая ступень заключалась в переживании противоположных эмоциональных состояний одно за другим, без перехода, сразу: от глубокой грусти к высшей степени веселья или от страха тут же к отваге. Подобные упражнения разрешались делать только в присутствии и под руководством учителя. Они требовали большого напряжения нервов, и лишь много времени спустя, неофиты могли переживать без помощи мысленных картин различные эмоциональные состояния так живо, как будто они были внешними событиями нашей жизни. Еще дольше учились переживать всю школу эмоций от низших до высших. И только научившись успокаивать нервы после этих упражнений и сохранять их в спокойном состоянии весь день, ученики допускались к труднейшим упражнениям – к переживанию диаметрально противоположных эмоций без всякого перехода от одной к другой. Целью этих упражнений было сделать учеников независимыми как от внешних событий, так и от личных настроений, то есть дать возможность самим ученикам определять свое настроение и поддерживать эмоциональное равновесие.

Так происходило обучение у наших древних предков, что же мы знаем об этом сегодня?

Чему учат сегодня?

С начала двадцатого столетия были проведены первые исследования эмоциональности. Управление эмоциями – одно из направлений, которым занимаются многие ученые, практики, тренера, психологи на западе и у нас сегодня ввиду актуальности данной темы.

Многие американские и западные психологи  благодаря своим наблюдениям, опытам разработали множество упражнений и техник, в основе которых мы можем усмотреть именно те самые упражнения, которые давались в египетских школах.

Например, упражнение «Линия состояния»

Первой разработкой уже в нашем столетии упражнения на создание линии состояния   была разработка доктора психологии Мерлин Аткинсон. Мерлин изучала силу полярных состояний. На основе своих экспериментов разработала около 50 разных вариантов этого упражнений для разных целей.

В этом упражнении мы исследуем, в каких измерениях и диапазонах существуют наши внутренние состояния. Для этого мы привлекаем наше бессознательное и создаем ритуальное пространство, тщательно выстраивая его физически. Мы обозначаем на полу линию, просто помечая противоположные концы линии любыми предметами (например, можно использовать два фломастера). «Ритуальное пространство» – это вынесенная в физическое пространство канва для исследования мыслительных, эмоциональных и физических внутренних состояний. Линия состояний позволяет нам легко исследовать наши состояния через ощущение их.  При этом линия позволяет нам исследовать динамику изменения состояний в замедленном темпе и вычленять репрезентации состояний для тщательного их изучения.

Линию можно использовать, чтобы пригласить бессознательное посетить каждое из двух противоположных состояний. Чтобы обнаружить тонкую грань, где находится состояние равновесия между двумя полюсами, мы можем отмечать телесные, эмоциональные, визуальные и аудиальные ощущения и описывать их, продвигаясь вдоль линии. С помощью линии состояний мы можем создавать континуумы состояний, которые позволяют исследовать эмоциональные диапазоны от радости до депрессии, от прощения до непрощения, от любви до ненависти, от расслабленного до тревожного.

Шкалирование интенсивности состояния

Эта техника пришла из Эриксоновского гипноза и является одной из классических техник по управлению своим состоянием и регулировкой чувствительности к любым ощущениям. Здесь данные основные этапы упражнения:

  1. Войдите в состояние, интенсивность которого вы желаете увеличить.
  2. Оставаясь в этом состоянии, представьте любую визуальную шкалу с делениями от одного до десяти. Шкала может иметь любую форму, цвет и размер.  В качестве указателя деления на ней может быть стрелка. Рядом со шкалой представьте себе ручку, движением или вращением которой будет регулироваться указатель деления шкалы.
  3. Отметьте, какому делению шкалы соответствует степень интенсивности вашего состояния на данный момент.
  4. Далее  делаете следующее. Двигая ручку шкалы так, чтобы указатель понизился на одно деление, одновременно ослабьте ваше состояние соответственно одному делению шкалы.
  5. Затем, с помощью ручки шкалы поднимите указатель на одно деление, одновременно усиливая ваше состояние до прежнего уровня.
  6. Теперь таким же способом увеличьте интенсивность вашего состояние еще на одно деление шкалы.
  7. Повторите шаги 4-6, только на этот раз уменьшайте и увеличивайте интенсивность вашего состояния с помощью шкалы на два деления.
  8. Успешно выполнив «раскачку» состояния с помощью шкалы, приведите на несколько секунд интенсивность состояния в предельные значения шкалы – один и десять, и затем вернитесь обратно, на исходный уровень.

Потренируйтесь на тех состояниях и ощущениях, которые хотите уметь усиливать и ослаблять по собственному желанию.

Данные упражнения направлены на развитие самоконтроля, различению внутренних эмоций, ассоциированию и дисоциированию, управлению своим внутренним состоянием и пр.

Кроме подобных техник и упражнений существуют еще некоторые методы по «борьбе» с эмоциями, которые достаточно широко применяются в наши дни:

  • Гимнастика йогов.

В настоящее время существует немало психотерапевтических методов регуляции эмоциональных состояний. Однако большинство из них требует специальных индивидуальных или групповых занятий. Йоги выработали ряд физических и дыхательных упражнений, установив связь между позой, дыханием и переживаниями, овладение которыми позволяет избавляться от эмоциональной напряженности и в какой-то мере преодолевать неприятные переживания.

  • Аутотренинг.

Специалисты в области аутогенной тренировки считают, что сферы применения этого метода будут постоянно расширяться, и аутотренинг может стать одним из важных элементов психологической культуры человека. Есть и другое мнение, аутотренинг является одним из приемов подавления эмоций, хотя не таким примитивным, как призыв держать себя в руках, когда эмоции «перехлестывают через край».

  • Смехотерапия

Одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является смехотерапия. Французский врач Г. Рубинштейн обосновал биологическую природу полезности смеха. Смех вызывает не очень резкую, но глубокую встряску всего организма, что приводит к расслаблению мышц и позволяет снять напряжение, вызываемое стрессом. При смехе усиливается выделение эндоморфина, болеуспокаивающего противострессорного вещества, происходит освобождение организма от гормона стресса — адреналина. Примерно тем же механизмом воздействия обладают танцы. Определенная «доза» смеха может обеспечить хорошее самочувствие и в трудных ситуациях, однако «передозировка» даже такого безобидного средства, как смех, может привести к уходу от разумного управления эмоциями.

  • Музыка

Известно, что музыка обладает мощным эмоциональным зарядом, подчас более мощным, чем реальные жизненные события. Например, психологи, опросившие студентов, преподавателей и других работников Стэнфордского университета, обнаружили, что среди факторов, возбуждающих эмоции, музыка заняла первое место, на втором — трогательные сцены в кинофильмах и литературных произведениях и лишь на шестом — любовь. Конечно, нельзя абсолютизировать данные, полученные в одном исследовании, но нельзя и не признать, что эмоциональный эффект музыки очень велик. Учитывая его, психологи применяют метод музыкальной психотерапии для коррекции эмоциональных состояний.

Помимо этого, можно овладеть способами управления эмоциями, которые направлены на создание условий жизни и деятельности, позволяющих не доводить себя до крайних эмоциональных состояний.

1. Распределение эмоций — заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. Необходимость в сознательном распределении эмоций возникает при чрезмерной концентрации переживаний человека. Неспособность распределять эмоции может приводить к существенному ухудшению здоровья. Так, Я. Рейковский приводит данные исследования эмоциональных особенностей людей, перенесших инфаркт. Их просили припомнить наиболее негативные события, которые предшествовали болезни. Оказалось, что больные через два месяца после инфаркта припоминали значительно меньше стрессовых событий, чем здоровые люди. Однако сила и продолжительность неприятных переживаний по поводу каждого из таких событий у больных оказались намного выше; они значительно чаще жаловались на чувство вины или враждебности и на трудности контроля над своими переживаниями.

2. Сосредоточение — необходим в тех обстоятельствах, когда условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чем-то одном, имеющем решающее значение в определенный период жизни. В этом случае человек сознательно исключает из сферы своей активности ряд эмоциогенных ситуаций, чтобы повысить интенсивность эмоций в тех ситуациях, которые являются для него наиболее важными. Могут применяться различные житейские приемы сосредоточения эмоций.

3. Переключение — связано с переносом переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные. При так называемых деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия) необходима временная замена реальных ситуаций иллюзорными или социально незначимыми (по принципу «козла отпущения»). Если же конструктивные эмоции (прежде всего интересы) сконцентрированы на пустяках, иллюзорных объектах, то необходимо переключение на ситуации, имеющие повышенную социальную и культурную ценность. Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости.

Опираясь на мировой опыт научного изучения человеческих эмоций, современные психологи, как правило, признают необходимость их регуляции. Польский ученый Я. Рейковский подчеркивает: «Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так».

Разумно управлять своими эмоциями мы еще не научились, быть может, потому, что разучились работать над собой, как это делали наши предки. Или же не знаем как это правильно делать. Может быть потому, что мудрые советы редко находят свой отклик. Сейчас люди могут лишь констатировать, то, что нормальной деятельности в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. Неприятно общаться и с тем, кто «страшен в гневе» или «неистов в радости», и с тем, чей потухший взор свидетельствует о полном безразличии к происходящему. Интуитивно люди хорошо чувствуют «золотую середину», которая обеспечивает наиболее благоприятную атмосферу в различных ситуациях общения. Вся наша житейская мудрость направлена против эмоциональных крайностей. Если горе — «не надо слишком убиваться», если радость — «не очень-то радуйся, чтобы потом не плакать!».

Высшие силы наделил нас разумом, чувствами, эмоциями и другими составляющими человеческого организма. Мать-природа дала нам две руки, две ноги и другие полезные органы. Точно так же Бог дал нам и эмоции, чтобы мы ими распоряжались себе на благо.

Научившись управлять своими эмоциями, человек обретает дополнительную силу, жизнь становиться ярче, богаче, гармоничнее и интереснее. Он становиться творцом себя и своей жизни. Все знания, техники, упражнения и многолетний опыт наших предков позволяет это сделать сегодня.

Литература:

  1. Эдизабет Хейч «Посвящение»;
  2. Головаха Е.И., Панина Н.В. «Психология человеческого взаимопонимания».

Автор — Татьяна Власюк

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *