Механизм создания паники
Цитата: «Слушай, может со мной что не так?!! Мне кажется, что все в целом неплохо, а масса людей вокруг пытаются убедить меня в обратном и говорят, что я не вижу, насколько реально опасна ситуация».
Замечу, что говорил мне это вполне устойчивый и успешный Директор компании (и как личность, да и бизнес его в настоящее время продолжает работать без особых изменений, что, согласитесь, в данной ситуации показатель). Жалуясь на то, что состояние «уже сбилось», и через неделю вовлеченности в такие разговоры (приходится по работе) практически «впал в депрессию»…
Как и почему это работает? Как вполне нейтрально и даже позитивно настроенный человек начинает сначала незаметно для себя, а потом и практически бесконтрольно паниковать? Примерно следующим образом.
Механизм достался нам в наследство от братьев наших меньших. Это про биохимию.
Что происходит с нашим мозгом, когда меняются условия жизни? Активизируется ориентировочный рефлекс, что связано со всем известным скачком адреналина. Вот что нам про это пишут в Википедии: «Адреналин участвует в реализации реакций типа «бей или беги», его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях». А также «адреналин … вызывает психическую мобилизацию, реакцию ориентировки и ощущение тревоги, беспокойства или напряжения, генерируется при пограничных ситуациях.»
Таким образом, с одной стороны получаем мобилизацию организма. Надо же срочно принять решение, чтобы выжить (отскочить от несущейся от тебя машины), добиться успеха (выиграть тендер), не остаться голодным и т.п. (Заметьте, речь и про «спасение», и про «успех». А механизм один и тот же.)
Только скачок адреналина при нормальном течении жизни длится несколько минут. (Вспомнили? Такое состояние еще часто называют «предстартовой лихорадкой».) Потом с началом активности мобилизованная энергия получает вектор приложения. А теперь представьте, что вы на этой «адреналиновой игле» сидите все время, что пытаетесь определиться со своим будущим, в течении всего кризиса (а уже сейчас это месяцы). Понятно, почему без явных причин могут возникать «истощения» – и физические, и психоэмоциональные. «Неуверенность в завтрашнем дне», «сам(а) не пойму, что со мной такое», «что-то мне тяжело (пасмурно, тоскливо)», «плохое настроение, не пойму отчего» – фразы-маркеры такого состояния… То есть сильный стресс организм может испытывать не только при больших нагрузках, но и при внешне малой активности, когда она является следствием неопределенности.
Поэтому другой эффект от постоянной «адреналиновой подкачки», не приводящей к действию – диффузная тревога (те самые «размытые» напряжение и беспокойство).
Дальше – больше.
«Непонятно, что со мной происходит», – и ориентировочный рефлекс выбирает «зону неопределенности», ту, которая нашему мозгу представляется «неизвестной». То есть совершенно справедливо фокусируется на процессах В НАС – на ОТСУТСТВИИ ответа на ситуацию. Очевидна «подмена»? Кризис – «снаружи», а реакция – внутри, на ней-то мозг и «зависает». И «висит» все время, пока не будет принято целенаправленное решение – о жизни, действии, плане и т.д. И мы получаем второй эффект – уже психологический.
В нормальном состоянии человеческий мозг легко переключается из «сегодня» в «завтра» или «вчера» и наоборот. А застревание внимания на чем-либо – предмете, переживании, событии – приводит к «суженности зрения» и обрывает восприятие временных связей, время “сжимается” до того, на чем застряло внимание. Медики про такое – например, при травмах – пишут: «фиксация на состоянии».
Вспомним – «счастливые часов не наблюдают». Тот же феномен с печальным оттенком – вдовы, ждущие мужей с войны десятки лет. Сейчас – «погружение» в приход обещанных ужасов (пустых магазинных полок, повальной безработицы, снижения зарплат и т.д) И наверняка, что часть этого станет правдой – когда-то. Или не станет. Но до этого НЕСКОЛЬКО месяцев будет генерироваться ситуация страха. И вот на ней-то и «застрянет» наш мозг (и поведение), если этому не сопротивляться.
Мы в кризисных ситуациях подвержены общему закону, биохимия одинакова. Повторюсь, диффузная тревога и «суженность зрения» – это ДВА закономерных процесса, обусловленных логикой выживания, которые происходят с любым живым организмом. Выбор не в том, попадать или не попадать в эти процессы – «Это, сынок, наша родина!», как сказано в одном анекдоте. Выбор – в реакции на них. (Если вы тоже чувствуете «опасность», просто попробуйте для понимания, как это работает, вспомнить успешные моменты своей жизни – и отследите, как будет меняться при этом ваше состояние.)
А мы ведь еще только подошли к механизму «массового заражения». Но здесь уже проще, главное – навести «правильный» транс, а вышеописанные процессы безотказно обеспечат масштабирование ожидания «конца света».
Я опишу 2 фактора: эффект «заражения» и привычку человеческого мозга мыслить полярными категориями.
Посмотрите любую работу по психологии масс – там эффекты заражения прекрасно описаны. “Взрослый” мозг в этой ситуации, конечно, «отдыхает». Я была свидетелем (да и участником) ситуации, когда 29 декабря 1999 г. после 10-дневного снегопада в Приэльбрусье на поляну горы Чегет сходила лавина. Был первый солнечный день после долгого сидения взаперти, канатки не работали, и застоявшиеся от вынужденного простоя люди вовсю веселились на выкате горы… В общем, в какой-то момент вполне далеко от нас оторвалась огромная куча снега. Однако воздушная волна от нее могла дойти до поляны, и начальник канатной дороги, увидев ход этой массы, закричал всем нам: «Уходите!!! Лавина!!!», вполне определенно показывая рукой безопасное направление. И знаете, куда ломанулась основная масса? В гостиницу «Чегет», которая стоит под 90 градусов от «спасительного» направления и находилась в тот момент точно по ходу лавины. Хорошо, что ее масса докатилась только снежной пылью… Я помню и момент всеобщей паники, которая обрушивается на тебя, и свою вовлеченность в этот «боковой» забег… Нам с друзьями повезло, что мы стояли практически выше всех на выкате и основной «поток» просто нас не захватил – сообразили, что надо наверх подниматься, да и мощи толпы сопротивляться не пришлось. Но как в этот момент меняется сознание, точнее, исчезает, я в полной мере тогда прочувствовала на себе.
Что является следствием «распространения» кризисного состояния отдельных людей в «атмосферу»? Вирус дрожи неопределенности подхватывается другими людьми, особенно если они уже подготовлены соответствующими прогнозами. Вспомните, несколько месяцев говорили – будет кризис, будет! А он все не начинался!!! Конечно, тут с облегчением выдохнешь, когда он наконец пришел – хоть какая-то определенность! Ура!!! Теперь будем ждать обещанной страшной зимы-весны…
Теперь про полярность мозга. Вспомним нашего Директора, с истории которого начинался пост. Отметим особо, что он достаточно устойчиво себя чувствует. Однако после недели «кризисных разговоров» уже начинает думать, что с ним «что-то не так». Что произошло? Мозг наш, сталкиваясь с любым новым явлением, сверяет его с уже имеющейся картинкой мира, и либо соглашается с этим новым, либо нет. Представьте, что вы собираетесь купить машину (тем более в прогнозах – снижение цен :)). Конкретная машина, которую вы обсуждаете с продавцом, красного цвета. Тут подходит группа товарищей – лучше, если их будет много. И они начинают увлеченно обсуждать, как изумительны оттенки зеленого. Или говорить, что курица – кивая на машину – исключительно удалась. У вашего мозга есть выбор – либо решить, что машина все-таки красная, либо прислушаться к «другой реальности». Мозгу НУЖНО определиться, «какого цвета машина», чтобы ориентировочный рефлекс успокоился.
Вариантов в этой ситуации, по большому счету, два (вспомним про полярность мозга): «Господи, что за психи?» (и эта мысль является спасительной) или спросить себя: «А не дурак ли я?»
Шансов, что будет задан второй вопрос, тем больше, чем больше факторов неопределенности внутри и вокруг нас. То есть если мы сами не до конца уверены, что «машина красная», информация о том, что «на самом деле она зеленая», может погрузить нас в транс – а это прекрасные условия для «ментального заражения».
И с кризисом – то же самое. Условием для возникновения внутреннего сбоя (как следствия внешнего) может стать лишь признанность кризиса самим собой, подчиненность сознания «кризисному» мифу.
Что можно противопоставить «сеансу массового гипноза»? Как «не признать» кризис, а точнее – сохранить собственную устойчивость и использовать те шансы, которые «занавешены» кризисными угрозами? Прошу понять меня правильно – я здесь не про шапкозакидательство и закрывание глаза на риски. Я не хочу создавать ложного впечатления, что все просто. Просто – поверь, что кризиса нет, и он осыплет тебя золотым дождем… Нет. Хорошая установка не гарантия желаемого будущего, а лишь один из обязательных элементов успеха (победы, счастья, достижения – выберите по желанию).
Я постаралась так тщательно описать реальные условия ситуации, чтобы при анализе «кризисных» инструментов было ясно, как они отвечают именно на эти реальные угрозы, а не на производную от них «денег не будет».
И вот о чем будет в следующих постах:
По большому счету, есть только две возможности компенсации ситуации – благоприятные внешние и благоприятные внутренние условия. На первые будем, как минимум, надеяться (а лучше – делать то, что поменяет их лучшую сторону в близкой или отдаленной перспективе). Но я бы не стала на них уповать – 1) ничего хорошего, сами знаете, не обещают; 2) при плохих внутренних условиях есть шанс хорошие изменения не сразу заметить – тоже сказывается инерция мозга. Так, например, было после августа 1998 г., когда «впавшие в спячку» организации лишь к апрелю 1999 г. задумались о продолжении жизни, отстав на полгода от тех, кто переориентировался в новых условиях уже осенью 98-го.
Так что займемся «хорошей формой» себя.
Вместо послесловия:
Меня тут во вторник несколько человек пытались убедить, что «сегодня – среда» – сговорились, наверное После второго я пошла смотреть дату на телефоне, а заодно залезла в Интернет ее уточнить не без мысли, что и там может быть ошибка…
Автор — Ковалева Ольга