Возможно ли группировать почерки – по темпераменту, семейной, национальной и расовой принадлежности?
Среди подвижников графологии в Германии был ученый (Klages), пытавшийся классифицировать почерки по расовым, «плохим», «хорошим» признакам, верил, что одни люди рождаются заведомо хорошими, а другие – заведомо плохими. Подтверждения этим его гипотезам не обнаружилось. Не подтвердилось и его предположение о том, что определение «человеческого уровня» возможно исключительно путем интуиции.
Однако, хочу сказать кое-что по поводу не расовых, но национальных особенностей почерка.
Такое явление действительно существует.
Но зависит оно не от «крови», самой национальности или происхождения пишущего, а от преобладающего национального стиля в стране, где он учился писать в школе. Таким образом, под «национальностью» почерка подразумевается не столько национальность пишущего (хотя совпадение его национальности и страны, где он живет, велико), — сколько национальная школа письма, зависящая от того, где он обучался.
Практически, для графолога это означает следующее.
Видя некоторые тенденции в стиле, которые одновременно характерны и для стиля прописей некоторых стран, теоретически есть некоторая вероятность верно предположить страну, где вырос пишущий. Однако я лично — не сторонник предположений, поскольку некоторые особенности письма не уникальны, и по ним невозможно знать, является ли что-либо просто банальным повторением выученного в школе, или это самоприобретенный элемент. Правда, с опытом начинаешь отличать и это – но в конечном заключении графолог может писать только то, что можно графологически доказать (ведь если приходится давать заключение в суде, под присягой, специалист не может себе позволить утверждать что-то, что не может тут же доказательно продемонстрировать).
В некоторых, более «национально однородных» странах национальные особенности письма более заметны.
Например, характерный стиль русских прописей — где буквы округлы, подробны, связаны между собой, с наклоном вправо, — говорит (как и в случае с конкретным человеком) о преобладании чувств над рациональным, логическим началом. О силе эмоций, желаний, о богатом (порой противоречивом) внутреннем мире, о первостепенности межчеловеческих отношений или идей и второстепенности дел, порядка, организации (а порой и правил), объективности.
Отличны характерные особенности, скажем, немецкого национального письма. Это прямой наклон, четкость и угловатость букв, линий и многое другое. В самом общем смысле эти особенности коррелирует с рациональностью, рассчетливостью, ясностью, порядком, дисциплиной. Также — бескомпромиссностью, упорством, кроме этого — конформизм, однозначность (порой упрямство), отчужденность от чувств и подсознательного содержания (до жесткости).
Разумеется, нет «лучше» или «хуже», если речь идет о рассчетливости (рациональном отношении к жизни) и эмоциональности. Одинаково «хороши» или «плохи» могут быть представители обоих складов личности, в зависимости от того, что движет человеком, и от многих других его особенностей, которые необходимо определить.
Ясно, что все сказанное — только обобщенные тенденции, не имеющие практического значения в каждом индивидуальном случае. Чем сильнее выражена индивидуальность, тем меньшее влияние на почерк традиционного (выученного школьными прописями) письма.
В странах, где подавляющее население негомогенно, состоит из эммигрантов (как Америка, Израиль и т.д.) национальные особенности намного менее конкретны.
Действительно, почерки можно выделить в группы, но это будут слишком широкие группы, не раскрывающие индивидуальности (ведь можно группировать и классифицировать отпечатки пальцев, форму ушей или фотографии, но абсолютно похожих нет).
Графологи пользуются иногда, при первичном подходе к почерку, различными типологиями — но это типологии личности, типов, а не рассовые или национальные группы. Делается это исключительно для первичной ориентации, чтобы присмотреться, с кем примерно мы имеем дело. А дальше – рассматриваем индивидуальные особенности, ведь нет «чистых» типов, есть всегда комбинация типов и всегда в разных пропорциях, плюс — личные особенности.
Таким образом, графология, это не только и не столько дедукция, сколько индукция. В графологии — набор отдельных частей не равен их сумме. В этом вся сложность, но и вся красота и вся точность анализа.
Делая графологическое заключение, не имеет смысла останавливаться на определении темперамента. Удовлетворит ли пришедшего к графологу человека, если тот сообщит ему, что он — холерик? Разве все холерики — одинаковы? Безусловно, вне зависимости от темперамента или преобладающего типа (точнее, сочетания типов, а порой сочетания различных типологий), люди разнятся. По своим моральным и жизненным ценностям, по мировоззрению, привычкам, стилю общения, отношениями с окружающими их людьми и по многоим другим аспектам, — вплоть до порядка в своей сумочке или на своем рабочем месте…!
По поводу общности почерков среди членов семьи — исследования НЕ подтвердили, что она заранее наследуется или должна быть. Если почерки матери и ребенка имеют много общего, то это не только, точнее, не столько «кровное» родство. Внутренне родственные, имеющие много общего в своих личностях, люди, могут показаться «кровными родственниками» с точки зрения психодиагностики. Это как с «наследованием» характера. Наследуется витальность, темперамент, т.е. очень общие вещи, а дальше — есть и влияние среды, и воспитания, и событий в жизни. Таким образом, сходство почерков среди членов семьи в % отношении одинаково, и где в семье — родство кровное, и где члены семьи не имеют кровной связи. Сходства больше может оказаться только в плане темперамента, и то не обязательно.
Говоря проще, специалист, рассматривающий два рентгеновских снимка, не сможет определить наличие родства между этими людьми, даже если увидит схожие проблемы – ведь никакие человеческие особенности не уникальны сами по себе.
Автор — Инесса Гольдберг