Руководители и лидеры в призме графологии
Психологи, работающие в сфере занятости, затрудняются составить такой личностный тест, который бы достоверно диагностировал склонность к лидерству и способность к руководящей работе. В лидерство и управление входят многие общие черты, составляющие профиль лидера или директора, руководителя, менеджера.
Из-за этой сложности, наряду с нехваткой методик психологической диагностики, психологи начали тестировать и тренировать кандидатов на руководящие должности создавая «симуляцию управления» с помощью различных заданий. Однако такие обобщающие поведенческие тренинги и тесты – не проверяют кандидатов во всех требующихся измерениях управления.
Графологическая экспертиза способна поставлять специалистам по кадрам информацию о многих личных особенностях и способностях, позволяющих начертать управленческий и лидерский профиль кандидата, таких как: предприимчивость, инициатива, творческий подход, предвидение перспектив, стратегическое видение, способность вести переговоры, уверенность, умение собрать и «расшевелить» коллектив, деловое и рыночное мышление и т.д.
Обычно психологи имеют тенденцию разделять управленческие и лидерские способности, аргументируя это тем, что способность управлять, руководить – можно диагностировать и количественно измерить, тогда как лидерские способности, включающие харизму, убедительность и силу влияния в группе и т.д., — более расплывчаты и поэтому трудны для формулировки и измерения.
На это важно ответить: руководство и лидерство смешаны одно с другим и часто трудно их четко отличить. Например, характеризующие лидера предприимчивость и видение – также это и необходимые черты для управления. Харизма, характеризующая лидерство, важна для управления, влияния на подчиненных и т.д. Важно понимать, что управление и лидерство дополняют друг друга и оба необходимы.
Лидерство и руководство (управление, менеджмент) состоит из трех основных факторов: видения, стратегии, реализации.
Видение прежде всего опирается на вдохновение, направляющее на создание чего-то нового в деловой сфере. Здесь присутствуют стратегические идеи с адаптацией к конечной цели. Подразумевается практическая инициатива, связанная с продукцией или с существующими бизнес-задачами. Видение – это и конкретные идеи, и идеализм, пафос (разновидность эйфории), опирающийся на вдохновение человека.
Стратегия есть перенесение видения (идей) в плоскость конкретных «рецептов». Умение, обозревая с высоты «птичьего полета», находить рациональный и реалистический план действий. Чтобы создать свой план, стратег анализирует целесообразность своих идей по отношению к продукту (либо проекту), к экономическим и коммерческим возможностям, к имеющемуся или требующемуся для осуществления этого человеческому резерву. Реализм. Более высокий уровень IQ дает больший шанс на успех.
Реализация, осуществление. Здесь руководитель проверяется на способность призвать людей, собрать, инструктировать и вести к осуществлению поставленной цели. Вести каждого в отдельности, и всех – вместе. Для этого прежде всего руководитель должен отлично владеть навыками коммуникации. В широком смысле, на это влияет и внешний вид руководителя, и невербальная коммуникация, и конечно, вербальная. Результат зависит от его способности действовать (активность, динамичность) в соответствии со своим стратегическим планом. Также – и от его способности исправлять ошибки в любом отклонении от этого плана, либо – способности вернуться в самое начало и скорректировать или изменить саму первоначальную идею (ее видение).
Кто наиболее близок к «идеальному руководителю»? Тот, кто наиболее полно и гибко сочетает в себе видение, стратегическое мышление и способность к реализации.
Графологический анализ личности позволяет определять данные способности и особенности индивидуума. Говоря о конкретных качествах характера и особенностях личности, графологическая экспертиза почерка позволяет определить уровень интеллекта, социальной адаптации или моральных качеств.
Достоверная информация доступна в отношении анализа когнитивных качеств человека – уровня умственного развития, склада и развития мышления, внимания, памяти, концентрации человека, механизмы принятия решений, реакций, поведения, привычек, образа жизни.
Говоря о социальном аспекте – доступно получение достоверной информации о личности в плане уровня и вида конфликтности, агрессии, психологического влияния на окружающих, внушаемости, убедительности, доминантности, ведомости и инертности, ассертивности. Анализируется расположение к людям, развитие эмоционального интеллекта (EQ), эмпатия, готовность помочь, антисоциальность, дипломатические способности для ведения переговоров и др.
Говоря о моральном профиле личности, анализируется количество и качество нравственных ценностей, отношение к этическим нормам, уважение общепринятых писаных и неписаных правил, а также отношение к закону и праву. Становится очевидным, что мотивирует, что движет человеком в жизни, насколько он благонадежен, тверд или поддается соблазнам, каковы его принципы, позиции и цели в жизни. Такая информация стоит многого.
В отличие от многих видов тестирования, такой анализ исключает фактор случайности, когда на результат могло повлиять знание «правильных ответов» или какие-либо совпадения. Исключен и обратный вариант – когда достойного или способного человека по результатам тестирования или первичного впечатления «дисквалифицируют» по причине формально неверного ответа или его отсутствия.
Более подробно о методологии определения лидерских и руководительских качеств по почерку можно прочитать в книге известного израильского специалиста-графолога, клинического психолога и философа Игаля Варди «Почерк – как зеркало души. Графология и поведенческие науки», откуда и взяты некоторые из приведённых выше тезисов. К сожалению, на данный момент книга доступна только читателям на иврите.
Автор — Инесса Гольдберг