Компьютер – враг человечества? О ручке и руке, мозге и графологии
Все сейчас пользуются компъютерами — на работе, дома, даже дети. От руки люди пишут мало. Создается впечатление, что скоро человечество забудет о ручке и карандаше. Япония – наглядный пример компьютеризации.
Казалось бы, настало время серьезно обеспокоиться: чем все это грозит, какие последствия могут быть, перестань вдруг в ближайшем будущем все человечество обучать дошколят и первоклашек написанию букв и отмени оно школьные прописи! Кто-то добавит: неизвестно, что ждет человечество, но зато можно себе представить, что ждет графологию…
Многие люди, а особенно те из них, кто склоннен к обобщениям, часто рассуждают примерно таким образом. Затронутые в этом размышлении проблемы показались мне интересными и стоящими обсуждения на страницах нашего Портала. Поделюсь своими соображениями на этот счет.
Во-первых, все же лишь маленькая обеспеченная часть человечества рискует совсем забыть о ручке и такие опасения преждевременны. Во-вторых, процесс письма является слишком важной потребностью для развития человеческого мозга, чтобы можно было просто перестать обучать детей письму. В мозге, наряду с центрами речи и чтения и счета, есть и центр письма (такие расстройства, как дисграфия, дислексия и дискалькулия связанны именно с этими центрами). Письмо является неотьемлемой частью развития человечества, его эволюции.
Что же касается компъютеризированной и умной Японии, то их мозгам точно ничего не грозит, даже повсеместная компъютеризация. Нельзя забывать про их традиционные «палочки» — ведь именно этим тонким манипуляциям мелких мышц рук и пальцев (мелкой моторики, развивающей мозг) японцы обучаются практически с младенчества! Этим искусством они овладевают в 2-3 – летнем возрасте. Кроме того, чуть начиная подрастать, маленьких японцев сразу начинают обучать выписыванию сложных иероглифов. А японские традиционные прикладные и спортивные искусства, даже их танцы – это максимум концентрации и внимания мелкой моторике! Определенно, за их развитие волноваться не стоит, компьютер – не единственное «прикладное» занятие японцев!
Кроме того, к слову о прогрессивных технологиях: со временем распространится и заменит клавиатуру уже изобретенная «компьютерная ручка» (см. иллюстрацию) — ее можно будет брать везде с собой, записывать что-либо на любой поверхности, а затем при подключении ручки к компьютеру, она расшифровывает записи и рисунки от руки и переводит их в электронный вид.
Во-вторых, человеческая природа устроена так, что всегда будет существовать потребность человека в изобразительности или в занятиях, требующих развития и использования мелких мышц кисти (мелкой моторики): разные хобби, искусства, рукодельные и прикладные занятия или профессии.
Попытаюсь выразиться точнее: не столько компьютеры, или печатанье на клавиатуре, сколько само по себе отсутствие или малая развитость навыков сложной координации мелких мышц рук и постоянного их применения — способно отрицательно повлиять на развитие определенных центров человеческого мозга. Письмо же – идеально соответствует по всем параметрам таким навыкам, оно также наиболее доступно и распространенно.
А в-третьих, конечно же, все не так страшно. Человек, давно не писавший рукой – не препятствие для проведения анализа его почерка. В таких случаях графолог, во-первых, дает возможность «расписаться» побольше, после чего навык письма восстанавливается. Как любой другой моторный навык, например, как езда на велосипеде – получив однажды в жизни, человек его уже не забудет. Во-вторых, графология это ведь не только почерк и отвыкший от ручки человек получает дополнительные задания: это рисуночные, проективно-ассоциативные, цифровые тесты и многое другое.
Автор —Инесса Гольдберг