Групповая психотерапия: мифы и реальность
Привычка с детства в нас осталась:
Нам нужен миф, чтобы узнать,
Других и жизнь. Чтоб снять усталость,
И нежностью весь мир обнять.
Как страшно мифы разрушать,
Зачем нам это, за что Вам это,
Не знаем — это Вам решать,
А мы лишь будем ждать ответа.
Набирая и проводя психотерапевтические группы, мы часто сталкиваемся с мифами относительно того, как происходит групповая психотерапия. Здесь мы приводим наиболее распространенные мифы, а также рассказываем о том, чего можно ожидать от работы в группе.
Миф первый. Ведущий скажет что делать
Многие путают групповую психотерапию и психологические тренинги. Приходя в группу, вы ожидаете, что ведущие будут направлять и руководить процессом: давать задания и упражнения, организуют общение таким образом, что все будут говорить по-очереди. Но в большинстве случаев ведущие молчат.
Такая позиция руководителей помогает участникам двигаться в своем собственном темпе, обнаруживать темы, действительно актуальные для группы. Участники группы перестают при малейших затруднениях обращаться к авторитетам за помощью, учатся находить опору в себе.
Миф второй. В группе испытывают только положительные эмоции
Когда вы идете в группу, вы ждете что все будут безусловно принимать друг друга, поддерживать, уважать, что в группе не будет конфликтов, всегда будет весело и интересно.
Однако вы можете с удивлением обнаружить, что вас не замечают, что за поддержку своей темы и внимание нужно бороться. Если вас перебили, вы сидите и ждете, пока другие закончат говорить. Вам становится скучно, и Вы привычно смотрите на ведущих. Но они не внемлют вашим намекам и безмолствуют. Вы сидите и злитесь на них, но не сразу решаетесь высказать злость. А когда вы гневно сообщаете, что уйдете из группы, группа наконец-то вас замечает.
Иногда Вам приходится сталкиваться с неожиданной реакцией участников группы на ваши высказывания и поведение. Если вы вмешиваетесь в процесс и настаиваете на своем, участники группы не всегда вас благодарят. Если Вы молчите, группа может «выставить Вам счет» за то, что вы не проявляете активность и «отмалчиваетесь в уголочке».
Такие непредсказуемые взаимодействия помогают участникам группы научиться справляться с сильными переживаниями, заботиться о себе, находить приемлемый баланс между своими потребностями и желанием быть частью группы. Участники группы начинают видеть себя и других в истинном свете, без масок.
Эти новые приобретения дают участникам группы возможность стать более устойчивыми к жизненным невзгодам, творческими, бесстрашными и терпимыми к недостаткам своим и других людей.
Миф третий. В группе ваши проблемы разрешатся волшебным образом
Многие считают, что само по себе участие в группе должно привести к разрешению проблем, и делать самим уже ничего не нужно. Возможно, с проблемами справятся ведущие. Или кто-то из участников даст единственно верный совет или примет решение в ситуации мучительного выбора. Но ведущие не спешат к вам на помощь, а большая часть советов участников группы оказывается бесполезной. Тогда вы понимаете, что вам все равно придется самому отвечать за свою судьбу.
В процессе участия в группе участники начинают постепенно видеть, как их повседневные проблемы проявляются прямо здесь и сейчас в группе. Группа дает возможность обнаружить свои «любимые мозоли», и участники выбирают: идти ли на риск говорить о своих трудностях и напряжении, делая что-то по-новому или выбрать привычную безопасность.
Одна из участниц сказала об этом: «Я ждала, что сразу изменятся мои взаимоотношения с людьми. В результате поняла, что это моя долгая внутренняя работа. В группе мне трудно открываться, не хочется подходить к проблеме, с которой не хочется контактировать».
Тогда зачем все это нужно?
На самом деле происходящее в группе повторяет те отношения, которые складываются у вас в обычной жизни. Группа «высвечивает» тот способ, с помощью которого вы выстраиваете свои отношения с окружающими. В жизни мы часто действуем, не задумываясь о том, что побудило нас к тому или иному действию, не задумываясь о его последствиях. В группе есть возможность сделать стоп-кадр и всесторонне рассмотреть и проанализировать ситуацию.
Участвуя в группе, вы исследуете свои взаимоотношения с другими. Вы можете узнать, как вас воспринимают собеседники – когда Вы интересны, а когда скучны; в чем Вы лидер, а в чем отстающий; за что вас ценят, за что на вас злятся; когда с Вами тепло, а когда холодно; какое место вы обычно занимаете в группе.
Группа позволяет вам лучше узнать себя – чего вы обычно ожидаете от других в процессе общения; за что отвечаете, а за что не берете ответственность; в какие моменты вам становится особенно страшно; что делаете, когда раздражаетесь на собеседников.
Эти знания позволяют выбирать, как вы хотите строить отношения с людьми: оставить все как есть или что-то изменить.
В группе вы можете побыть в непривычной для себя роли и узнать, как вас в ней видят другие. Вы можете попробовать стать «неудобным» для других, позволить себе быть ярким. Вы можете научиться бороться с другими с удовольствием и без чувства вины. Вы можете сделать шаг навстречу другим, чувствуя свое отличие и уникальность, одновременно с уважением относясь к уникальности других. Когда вы устали от общения и хотите побыть одиночестве, Вы можете закончить разговор без чувства вины.
Отзывы участников группы
- Первая часть группы была для меня более спокойной, т.к. я не поддавался процессу, хотя внешне был более динамичен. Вторая часть группы привнесла много нового, самое главное, — новое восприятие себя. Не скажу, что я стал полностью счастлив и свободен, но я действительно стал внутренне другим – новым и более осознающим свой вклад в отношения. Плюс к этому удалось сформировать отношения с девушкой, которую я люблю, причем все произошло как-то параллельно и естественно. Вторая часть группы была более интенсивной. Часто группа была тяжелой, не всегда удавалось находить близость и внутренний контакт, — я понял, что общение и отношения – это, прежде всего, процесс внутренний, а не внешний, и требует значительных усилий и вовлеченности с моей стороны, а не формального произнесений общепринятых слов.
- Надо отметить, что часто было скучно и хотелось прекратить все это, но я понимал, что создаю все эти ситуации сам и искать выход тоже мне самому.
- Я поняла, что сама не замечая, брала на себя ответственность за окружающих. Сейчас я сама решаю, сколько ответственности на себя брать.
- Ждала, что сразу изменятся мои взаимоотношения с мужчинами. В результате поняла, что это моя долгая внутренняя работа. Отношения с мужчинами стали для меня менее значимыми. Хотелось опоры и поддержки в ведущих, но поняла, что лучше все-таки на себя опираться. В группе мне трудно открываться, не хотелось подходить к проблеме, встречаться с ней.
- Я шла с обучающим интересом. Важно для меня было замечание ведущих «Как вы ведете себя здесь, так же ведете себя и в социуме». И на самом деле так. Я стала больше говорить о своих чувствах, я стала говорить «Я злюсь на тебя, мне это не нравится». Мне хотелось, чтобы ведущие были с нами. Я злилась, что они не участвуют в процессе, мне их не хватало.
- Я ожидала, что в группе будет больше мужчин и думала, что проверю свое взаимодействие с ними. Мне это почти не удалось, но я слегка приоткрыла дверь. Зато я узнала, как ко мне относятся женщины. Я удивилась тому, что меня могут считать сильной. В целом я разочарована: хотелось уйти на глубину, но я даже не подобралась к воде. И это та проблема, с которой я пришла.
- Я ждала саморазвития, заметных изменений в жизни, в общении с мужчинами, тренингов, игр, заданий. Теперь я могу сформулировать «Я злюсь, я рада, я недоумеваю».
Авторы — Дунаева Юлия, Васильева Ольга