Каллиграфия и графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?
Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии — развивают мозг человека с детства: тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов — несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.
Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами — это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.
Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка — нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и полное замещение им (где главное — сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка — отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.
Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.
Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, — это может быть своего рода медитацией.
Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии — особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.
Если говорить о японцах или китайцах — а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность «маленького человека», «одного из тысяч»…
С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:
- быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,
- содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
- научить доверять своей интуиции,
- расположить к объективному восприятию жизни,
- привить личностную самостоятельность,
- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
- уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,
- понизить влияние имиджевости в своей жизни,
- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты,
- научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.
Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.
Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:
- усиления глубины внимания,
- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
- развития волевого усилия при его нехватке,
- дисциплинированности,
- образного мышления, художественного воображения,
- для развития формальной социальной расположенности,
- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
- тщательности и исполнительности,
- стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,
- импульсивных людей (коррекция самообладанием),
- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
- тех, чей эстетический вкус страдает,
- кому не хватает внутренней критичности,
- развития терпения, последовательности, предсказуемости,
- коррекции отвлекаемости и возбудимости,
- развития самоорганизованности,
- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
- коррекции антисоциальности и так далее
Считаю, что каллиграфия — это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Но как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым — не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель — научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.
В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное — спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной долей критичности, спонтанности.
Четыре основных элемента формы
Теперь — поговорим об одной из самых очевидных тем, актуальных для нашего почерка вообще, и для каллиграфии в частности: о форме выполнения букв. Существует стандарт, прописи, нормативное написание букв, однако люди часто предпочитают или даже злоупотребляют какими-то из форм, выполняя написание букв и связок между ними несколько непривычным способом. О значении разных форм мы и поговорим.
Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга.
Речь идет о функциях: Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция и Сенсорика.
Две рациональные функции: логика и этика. Две иррациональные функции: сенсорика и интуиция.
Две рациональные функции:
1. Аркадическая (выгнутая) форма
Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.
Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.
Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.
2. Гирляндическая (вогнутая) форма
Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.
Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.
Две иррациональные функции:
3. Углы и прямая форма
Сенсорика –ориентация ощущением реальности. Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без предварительной системы), ощущая через себя.
В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.
4. Нитеобразная форма
Интуиция — ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.
В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.
Автор — Инесса Гольдберг