Потребность
Потребности можно назвать центром, вокруг которого создается гомеостаз в поле организм – среда. Потребности выступают как сила, мотивирующая человека на развитие, как мотор, который движет и поддерживает жизнь человека.
Разница концепций психоанализа и гештальт-терапии в признании человека наделенным свободой воли. Человек выбирает свое поведение, не детерминирован так жестко инстинктами, как у З.Фрейда. В основе выбора человека лежат как раз потребности, которые могут быть осознаны. Выбор направлен на удовлетворение потребностей, а не на борьбу с ними.
Обычно терапевт имеет дело с группой потребностей (теоретически в каждый момент времени может существовать только одна фигура) клиента. Здоровый организм в этом случае способен дифференцировать потребности по принципу иерархии ценностей. И только одна из потребностей доминирует в каждый данный момент времени, становясь фигурой. Остальные временно отступают и становятся фоном, влияющим на фигуру.
Фигура – это такая потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения. Научаясь контактировать с потребностью, человек организует взаимодействие со средой удовлетворяющим его образом. То, как организовано взаимодействие с потребностью – очень важная информация для терапевта.
Структура потребностей была классифицирована А.Маслоу в определенную иерархию, общую для всех людей. В гештальт-терапии считается, что иерархия потребностей у каждого своя, хотя вообще в человеческих потребностях много общего. Тем не менее, в каждый момент времени человек имеет приоритетную потребность, гибко изменяя иерархию в контексте психологического поля. Если же этого не происходит, потребность становится частью жесткой, фиксированной.
Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. И к психотерапии чаще всего обращаются люди, страдающие от дефицита. Задача гештальт-терапевта – добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается.
Для терапевта важно различать свои потребности и потребности клиента, а следовательно быть в контакте со своими потребностями, осознавать частичность удовлетворения по каким-то из них, влияние дефицита удовлетворения в собственной жизни на процесс терапии.
Автор — Елена Заманская