Женская идентификация – спасибо не слишком хорошей матери
Став женщиной и выйдя из семьи, необходимо обладать в себе качествами ребенка (Ид), женщины (женская идентификация) и личности (self). Т.е. женщина чувствует себя попеременно то ребенком, то женщиной, то человеком, личностью без акцента на половых признаках. И опираясь на это чувствование, узнает и реализует свои важнейшие потребности в контакте со всем миром, а не только с семьей. Например, она может искать в окружающей реальности материнские фигуры, которые смогут дать то, что не додала мать настоящая. Да и не могла дать в силу своих индивидуальных несовершенств. Женщина обращается к тем женщинам, которых воспринимает как старших, мудрых, опытных, ведающих и успешных в своих женских ролях. В сказочном материале такие женщины представлены как Феи или животные женского рода. Например, Корова в «Крошечке-ховрошечке», или Добрые феи в сказке «Спящая красавица».
Есть что-то неизмеримо важное, что женщина может получить только от женщины. Причем, как видно из повторений в сказочных сюжетах, не только от положительной части женщины, но и ее теневой стороны. В семье мы наблюдаем аналогичную ситуацию.
Сколько бы не говорили о безусловной любви и принятии женщиной своего ребенка, все-таки такое отношение относится к области идеализации. Настоящая мать не только далека от идеала (Карл Витакер утверждал, что мать не должна быть идеальной, а должна быть лишь достаточно хорошей), но и привнесением в контакт с дочерью негативного, темного и плохого в себе делает очень важную для развивающейся дочери работу — знакомит дочь с теневыми сторонами жизни, человека и женщины и позволяет приспособиться и к такому совершенно необходимому опыту.
«Достаточно хорошая мать» предстает для дочери не только в образе доброй матушки, практически святой в своей добродетели, но и в образе Мачехи. Взаимодействие дочери с Мачехой в сказках описывает те условно негативные аспекты отношений между женщинами, с которыми неминуемо встретится каждая женщина в реальности.
Один из этих важных аспектов – женское соперничество за мужчину. Перевоплощаясь в Мачеху, мать перестает быть Исключительно Доброй матерью, но скорее может и проявляет по отношению как к дочери, так и к отцу сопернические мотивы и действия. В такие моменты она больше не мать, а скорее – разгневанная посягательством дочери-соперницы женщина. И этот аспект взаимодействия должен быть отыгран в жизни и содержание его, опыт, который он дает, должен быть ассимилирован дочерью.
Но Мачеха – это не только соперничающая за мужчину женщина. Содержание этого образа шире и охватывает все то, что является социально запретным для женщины. Например, агрессия, самодостаточность, ум, некрасивость, способность манипулировать, поглощать, уничтожать – все это вы увидите в разнообразных образах Мачехи. Достаточно вспомнить яркий образ Бабы Яги.
И если все это теневое содержание женской и материнской природы станет доступным дочери для узнавания и пробы в своем уже собственном опыте – девочка выходит в жизнь подготовленной и вооруженной не только социально приемлемыми способами хорошей девочки, но и теневыми способами, которые несмотря на социальное неодобрение обязательно в жизни присутствуют, а зачастую только они и могут сработать в какой-то сложной и критической ситуации.
В треугольнике взаимоотношений возможны разнообразные связи и сюжеты, полно или неполно, адекватно или искаженно воспроизводящие эти механизмы. Рассмотрим три наиболее распространенных в жизни случая.
1. Победа матери в соперничестве за отца
Условия: полная семья, любящие и сексуально привлекательные друг для друга родители-супруги. Отец есть, и мать готова соперничать за него.
Это вариант адекватного разрешения комплекса Электры. Дочь, узнав негативные части материнского объекта, поборовшись за мужчину и проиграв битву за отца матери, смиряется. И, во-первых, ей при таком развитии сюжета удается оставаться ребенком и быть меньшей по отношению к могущественной матери, а так же оставаться меньшей и по отношению к отцу. Она имеет шанс оставаться ребенком и в течение жизни запрашивать и получать помощь как ребенок своих родителей. А, во-вторых, не заполучив отца в качестве доступного любовного и сексуального объекта, дочь свою потребность в любви направляет в мир. И с этого момента получает возможность (да и символическое родительское благословение) обретать мужчину в мире.
2. Победа дочери в соперничестве за отца
Условия: полная семья, не любящие друг друга или сексуально не привлекательные друг для друга родители-супруги. Отец есть, но мать не готова соперничать за него в связи с малой ценностью супруга для себя, или же наоборт – ее готовность соперничать черезчур яркая и жесткая, направленная не только на дочь, но и на других предполагаемых соперниц, уже существующих в жизни.
И это, к сожалению, вариант искаженного разрешения комплекса Электры. Дочь или не имеет возможности узнать мать как Мачеху и соперничающие части матери, или это узнавание происходит черезур жестко и дается большой ценой – через такую нелюбовь, которую девочка может вынести через внутреннее искажение реальности. Таким искажением может являться – преуменьшение матери, преувеличение важности отца, преувеличение себя по сравнению с матерью. В итоге юная женщина побеждает мать, а не смиряется перед ее могуществом. И таким образом теряет возможность оставаться ребенком, не запрашивает помощь как ребенок ни от родителей, ни от мира. Еще более печальная картина наблюдается в ее взаимоотношениях с мужчинами. Мать побеждена, отец достался дочери, т.е. мужчина у нее уже есть и искать мужчину в мире уже нет никакой необходимости. И даже если сознательно, повинуясь социальным образцам жизни, женщина ищет партнера, бессознательная картина гиперважности отца оказывает саботирующее этим поискам действие. Мужчина — не конкурент отцу.
3. Незаконченность эдипальной ситуации.
Условия: неполная семья. Отношения матери и отца прерваны. Есть другая женщина, связанная с отцом, но это не мать. Мать не соперничает за отца, уже отдала его. Место соперницы матери занято. И возможно рядом с матерью находится другой мужчина, который не так привлекателен как объект посягательства для дочери как родной отец.
Это вариант неполного, прерванного прохождения комплекса Электры. Потребность дочери в проживании ситуации соперничества с матерью не удовлетворена – мать за отца отказалась соперничать, предоставив в лучшем случае другую мужскую кандидатуру. Дочь теряет возможность узнавать негативные материнские аспекты, битва так и не состоялась… В результате ситуация соперничества становится хронической, хотя и мало интенсивной, в связи с чем и мало заметной, и еще менее осознанной. И юная женщина может, например, выбирать таких мужчин, которые бы заменили отца не только ей, но и матери – мужа. В контекст ее отношений с мужчинами постоянно каким-то образом вносится мать. В мужчинах же прежде всего нужен отец. Но самые яркие проявления этой незавершенной ситуации можно наблюдать, пожалуй, через взаимоотношения с женщинами. Такая женщина либо боясь соперничества, всячески избегает его. Это и понятно – территория соперничества не освоена до конца и пугает неопределенностью.
Либо наоборот – героически соперничает, не опознавая свой страх и недоверие женской части мира.
С детской ролью по отношению к миру так же возникают определенные сложности. БОльшие женские и мужские объекты не узнаются, в этой области – с кем можно быть меньшей, а с кем большей – путаница. И чтобы избежать этой путаницы и напряжений с ней связанных, женщине проще не входить в роль ребенка. Но возможен и обратный вариант фиксации в этой роли, ведь незаконченная ситуация, когда она ребенок по отношению к родителям – существует.
Разумеется, мы не смогли рассмотреть все сюжеты, которых великое множество. Совершенно очевидно, жизнь и история каждой семьи уникальна. Но тем не менее, надеюсь, нам удалось проиллюстрировать важность мифологически-жизненного сюжета превращения Доброй Матери в Мачеху для прохождения девочкой одной из значимых фаз развития и обретения ею важнейших составляющих женской идентификации.
Сказки дают нам примеры таких сюжетов, а через разрешение сказочных конфликтов мы можем познакомиться с вариантами решений жизненных семейных сюжетов, как правило, далеких от полнейшего благополучия.
Автор — Елена Заманская
Обсудить статью на Социофоруме